Физик связал развитие живописи в древности и строительство каменных соружений
Американский физик Стивен Уоллер, выступая на ежегодной сессии Акустического сообщества США, выдвинул крайне необычную и парадоксальную теорию, объясняющую, почему наши предки открыли изобразительное искусство примерно 50 тысяч лет назад и начали строить гигантские каменные сооружения, такие как британский Стоунхендж, колонны-менгиры и дольмены.
По его мнению, наскальная живопись и памятники архитектуры каменного века служили для древних людей средством общения с духами и богами, чей «голос», который на самом деле был эхом, они слышали в пещерах и безуспешно пытались понять.
«В мифологии многих древних народов эхо, возвращающееся к человеку из глубин пещеры, считалось ответом духов на его вопросы. Вполне возможно, что наши предки покрывали рисунками стены пещер, отвечая на "запросы" духов и укрепляя свою веру в то, что сверхъестественные сущности живут в каменистой местности, в том числе в пещерах или в каньонах», — объясняет Уоллер.
Уоллер, биохимик по образованию и «аудио-археолог», как он сам себя называет, заинтересовался наскальной живописью и другими следами древнейших культур человека почти 30 лет назад, когда в его поле зрения попали несколько статей о том, какие верования могли исповедовать древние люди на заре существования человечества. Центральное место в пантеоне первых современных людей Земли, как показывают наблюдения антропологов за современными племенами, застрявшими в каменном веке и сохранившими до наших дней мифы древних народов, занимали различные сущности, связанные с мощнейшими природными стихиями — огнем, молниями, громом и прочими явлениями.
«Во многих древних культурах источником грома в небесах служили "удары копыт богов грома", и поэтому вполне возможно то, что раскаты эха в пещерах могли быть интерпретированы как звуки грома, побуждало древних людей рисовать этих самых богов на стенах пещеры. Эта теория не является некой голословной выдумкой. Она основана на акустических измерениях, которые показали нам, что существует связь между теми уголками пещеры, где сосредоточена живопись, и точками с самыми сильными звукоотражающими способностями», — объясняет ученый.
Почему древние люди могли воспринимать эхо в пещерах и каньонах в качестве «голоса богов»? Как считает Уоллер, это связано с тем, что человеческий мозг не способен самостоятельно, без привлечения рудиментарных азов физики и других наук, отличить иллюзию от реальности. По его мнению, реакция и поведение человека, впервые проникнувшего в гулкую пещеру, будет мало чем отличаться от того, как вели себя дикари, которые впервые видели себя в зеркале во время визитов европейцев на их территории.
Эхо, как и отражение себя в зеркале, тоже является иллюзией, только не оптической, а акустической. По аналогии с тем, как человек видит себя внутри зеркала, он подобным же образом слышит звуки эха, исходящие из некого неосязаемого и невидимого источника, расположенного в глубине отражающей поверхности. По этой причине несведущему и недалекому человеку, который громко говорит в пещере или внутри каньона, может показаться, что с ним говорят сами породы этих структур.
Древние люди, как впоследствии выяснил Уоллер, пытались наладить контакт с богами и духами эха не только в их природных обиталищах, но и в рукотворных структурах, повторяющих их акустические свойства. Когда «аудио-археолог» изучал различные памятники культуры, уходящие своими корнями в далекое прошлое, его внимание привлекли фотографии Стоунхенджа.
Его очертания напомнили Уоллеру хорошо известную ученым картинку — узор из перемежающихся темных и светлых линий, возникающий тогда, когда лучи двух источников света накладываются друг на друга, подавляя и усиливая друг друга. Физики называют это явление интерференцией, и оно широко используется в работе многих инструментов, в том числе телескопов, радаров, микроскопов.
Нечто похожее происходит и в том случае, когда два идентичных источника звука накладываются друг на друга. Добровольцы, которым Уоллер завязывал глаза перед началом экспериментов, искренне считали, что находятся в гигантском кольце из каменных колонн, когда два флейтиста, стоявшие по сторонам от них в открытом поле без единого холма или выступающего предмета, начинали выдувать одни и те же ноты.
Это наблюдение заинтриговало американского исследователя, и он совершил поездку в Великобританию, в графство Солсбери, где находится Стоунхендж, и изучил акустические свойства этого загадочного объекта. Оказалось, что древний круг камней порождал схожий рисунок акустических «теней», что и флейтисты в эксперименте, и вызывал целую серию из любопытных виртуальных звуковых эффектов, которые должны были казаться магическими и загадочными для древних жителей Англии.
«Моя теория о том, что музыкальные интерференционные узоры служили своеобразными «шаблонами» и архитектурными чертежами для постройки каменных кругов-мегалитов, находят свое подтверждение и в древних мифах. К примеру, среди многих народов мира бытует легенда о том, как два дудочника-волшебника заставили группу из нескольких девушек танцевать в кругу, а затем превратили их в каменные колонны», — рассказывает Уоллер.
Как надеется ученый, его теория привлечет внимание археологов, антропологов и других представителей гуманитарных наук, занимающихся раскрытием тайн ранней истории человечества, а также инженеров, работающих над созданием систем виртуальной реальности и звуковыми эффектами. Кроме того, если люди действительно поклонялись иллюзорному голосу богов и духов в далеком прошлом, то это, по словам Уоллера, ставит перед нами новый вопрос — в плену каких еще иллюзий находится человечество
Комментарии