Новосибирские ученые восстановили древние штаны вождя народа хунну
Реставраторы Института археологии и этнографии СО РАН полностью восстановили штаны-ноговицы двухтысячелетней давности, найденные при раскопках экспедицией новосибирских и монгольских ученых.
Как сообщил журнал «Наука из первых рук», раскопки под руководством известного археолога из Института археологии и этнографии СО РАН Натальи Полосьмак велись в 2012 году на одном из захоронений представителей высшей знати хунну — древнего народа кочевников, соседствующих с могущественной китайской империей Хань и живших около 2 тыс. лет назад.
В кургане, ограбленном еще в древности, были обнаружены остатки китайской шелковой одежды, декорированной «букетиками» ярких перьев зимородка, собольей шубы, а также бусин и подвесок из полудрагоценных камней, рассказала «Наука из первых рук». Полностью из всего облачения степного вождя сохранились лишь ноговицы — «несшитые» штаны, крепившиеся к поясу на ремне.
По данным журнала, сейчас реставраторам института удалось полностью восстановить изначальный вид штанов: широкие, сделанные из пурпурной, расшитой шелком ткани, с пришитыми к ним войлочными сапожками, составлявшими со «штанинами» единое целое. Ноговицы надевались, по всей видимости, поверх обычных шаровар и служили, скорее, нарядным атрибутом, чем защитой от грязи и холода, отметили в «Науке из первых рук».
Тот, для кого были сшиты эти шерстяные ноговицы, успел изрядно поносить их, прежде чем отправился в мир иной. Об этом свидетельствует и заношенная подошва обуви, пришитой к «штанинам», и заворсившаяся ткань самих ноговиц, ставшая похожей на тонкое сукно. Так как курган был ограблен еще в древности, их, очевидно, просто стащили с тела погребенного и бросили рядом, где они и были обнаружены археологами в мокрой озерной глине, затянувшей пол погребальной камеры за прошедшие 2 тыс. лет.
Благодаря кропотливой работе реставраторов удалось полностью восстановить внешний вид изделия. Широкие, сделанные из пурпурной, расшитой шелком ткани, с пришитыми к ним войлочными сапожками, составлявшими со «штанинами» единое целое, ноговицы одевались, очевидно, поверх обычных шаровар и служили скорее нарядным атрибутом, чем защитой от грязи и холода.
Краска, которой была окрашена ткань ноговиц, вид полотняного плетения, качество швов и вышивки, форма лекал свидетельствуют, что в этом текстильном изделии отразились «модные» и технологические веяния трех разных культур того времени.
В кургане были обнаружены также остатки прекрасной китайской шелковой одежды, декорированной «букетиками» ярких перьев зимородка, собольей шубы, а также бусин и подвесок из полудрагоценных камней. Находки большого числа мелких золотых бляшек с отверстиями говорит о том, что костюм погребенного был, согласно степной традиции, густо расшит золотом.
С этой поистине «варварской» пышностью контрастирует статусный китайский головной убор, служивший признаком «цивилизованности» и совершенно бесполезный в Степи. Благодаря всем этим находкам мы сегодня можем впервые, пусть и не в полной мере, представить себе, как выглядело «модное» облачение знатного кочевника того времени, в котором привычный для всадника комплект штанов эклектично сочетался с китайскими халатами и головными уборами, которые попадали к хунну в качестве ханьских даров.
Что касается самих ноговиц, то исследователи костюма ставят их в начало «эволюционного ряда» штанов, поскольку следы бытования этих изделий обнаруживаются в самых разных культурах и регионах, а в древности они были наиболее популярны среди персов и скифов.
Благодаря великолепной сохранности ноговиц из хуннского кургана сегодня любой желающий с помощью детальной выкройки-развертки может изготовить точную копию древнего изделия, а его необычные формы и изысканные орнаменты могут стать источником вдохновения для современного кутюрье.
Комментарии