Поляки подняли вопрос о реституции имущества на территории Украины
В Варшаве решили напомнить Украине, что у Соглашения об ассоциации с Евросоюзом есть и подводные камни. Так, теперь поляки имеют полное право обращаться в суд с требованием вернуть им имущество, которое по итогам Второй мировой у них отняли на территории Украины. Или хотя бы денежную компенсацию. На что рассчитывают в Польше — расскажет Ольга Ходинова.
"Мы бы хотели вам вручить вот эти листовки с информацией, благодаря тому, что ваше правительство подписало договор с Евросоюзом об ассоциации, вы одобрили возможность реституции полякам, то есть возврата имущества на Кресах, вот информация для ваших граждан. Приветствуем вас в Европе с нашим имуществом".
"Потерянные" польские земли
Вот так активисты организации "Реституция Кресов" — поздравили сотрудников "Украинского мира" в Варшаве — с грядущим 1-го января вступлением в силу режима свободной торговли между Украиной и ЕС.
Кресами — поляки называют бывшие территории Российской империи, отошедшие к Польше в 1921-м году, а с 1939-го — эти земли считают своими украинцы, белорусы и литовцы. Границы в Варшаве пересматривать пока не собираются, а вот вернуть имущество, оставшееся на Западной Украине — очень хотелось бы. Преддверие нового года — повод напомнить полякам — у них есть право на восстановление справедливости. И хотя бы денежную компенсацию.
"Число поляков, которые могут выдвигать претензии по восстановлению прав на их бывшую собственность на территории Украины либо на выплату компенсации, оценивается в 2 миллиона человек. Стоит напомнить, что бывшая польская собственность на Украине – это не только дворянские владения, но и хозяйства польских крестьян, которые часто становились жертвами "волынской резни" или этнических чисток, которые устраивали украинские националисты из УПА. Эти люди и их потомки сегодня имеют полное право требовать восстановления своих прав", — считает Томаш Янковский, Прусская опека, организатор акции.
Стоимость имущества, которое может подлежать возврату — оценивается в 4,5 миллиарда евро. В украинские суды уже поданы обращения о возможности рассмотрения подобных вопросов. Среди тысяч поляков, которые собираются ехать в Киев, чтобы собрать факты о своих предках — Ханна Филиппович.
"Это наследство моих прадедов. Вот как оказалось, моя сестра лично своими глазами еще тридцать лет назад видела каменный дом в центре Харькова, в котором еще моя тетка жила. Она уже умерла, по профессии она была химик-инженер и происходила из богатой семьи. А в итоге осталась жить в маленькой комнатке с общей кухней и туалетом", — рассказывает Ханна Филлипович.
"Я реалистка и знаю, что эти процессы могут длиться вечно. Я отдаю себе отчёт в том, что это долгий и мучительный процесс, который неизвестно к чему приведёт, но я настроена оптимистично. Раз появились юридические возможности, надо использовать их в полной мере", — полагает Ханна.
На Украине попытки поляков восстановить справедливость рассматривают как стремление отобрать последнее. Что, в сложившейся экономической ситуации в Незалежной — в общем, близко к истине. Скоро терять будет уже нечего. Плюс — долги перед Россией.
Но в Польше успокаивают: "Несмотря на пропаганду так называемых "проукраинских" СМИ, коими они на самом деле не являются, мы не хотим разрушать школы украинских детей", — утешает Томаш Янковский, Прусская опека, организатор акции.
Зато на этой волне многие украинские политики заговорили о необходимости как можно быстрее принять собственный закон о реституции — его в Незалежной до сих пор нет — и уже самим диктовать условия.
Впрочем, подпортить планы полякам могут и соседи по ЕС — голландцы. В апреле в Нидерландах пройдёт референдум против ассоциации Киева и Брюсселя. Если он будет успешным, это поставит крест на польских надеждах. Пикантности ситуации добавляет то, что в первом полугодии 2016-го — председательство в Евросоюзе — как раз за Голландией.
"Мы хотим, чтобы проголосовали как можно больше людей. Не столько потому, что необходимо участие 30 процентов граждан, столько потому, что мы видим пассивность европейцев. Мы хотим, чтобы наш голос был услышан, мы хотим сами решать будущее ЕС. Чтобы не повторилась ситуация 2005-го года, когда мы голосовали против новой конституции ЕС, а в итоге всё равно получили Лиссабонский договор", — заявил Ян Роосе, журналист и участник кампании "Голосуем против".
Таким образом, Украина может не только поссориться с Польшей, несмотря на тёплые отношения лично Дуды и Порошенко, но способна перессорить и всю единую Европу — у которой, кстати, и без Киева хватает внутренних проблем.
Комментарии