Рецепт мумификации оказался старше египетских фараонов
Результаты нового исследования показывают, что рецепт мумификации придумали отнюдь не жители Древнего Египта. Археологические изыскания указывают на то, что уникальный метод бальзамирования впервые применялся уже в 4200 году до новой эры, тогда как расцвет династического периода, при котором правили фараоны, пришёлся на значительно более позднее время.
Принято считать, что мумификации удостаивались в Древнем Египте в основном фараоны. Мастера того времени пропитывали куски ткани смолой и специальным бальзамом, заворачивали в них тела и помещали в богато убранную гробницу. Но задолго до появления этих почётных обрядов, та же методика сохранения тел использовалась и в более эгалитарных (не столь разделённых на слои) сообществах.
Прежде самым ранним примером использования мази для мумификации были полотна, использовавшиеся в 2200 году до новой эры. Теперь же новое открытие, описанное археологами в статье журнала PLoS ONE, указывает на то, что основные ингредиенты бальзама ещё на 2000 лет старше.
Мумифицировали чаще всего фараонов в династический период. Это мумия Рамзеса II, хранящаяся в Каирском египетском музее (фото SPL).
"Прежде мы полагали, что изобретение мумификации приходилось на 2200 год до новой эры, а более ранние тела сохранялись хорошо и так из-за сухого и жаркого климата. Однако после того, как мы провели анализ полотен возрастом почти в шесть тысячелетий, мы поняли, что они пропитаны тем самым мумифицирующим бальзамом, который значительно позднее использовался для сохранения тел фараонов", — рассказывает соавтор исследования Стивен Бакли (Stephen Buckley) из университета Йорка в Великобритании.
Вместе со своими коллегами Бакли проводил тщательный анализ льняных полотен, обнаруженных предшественниками около 80 лет назад. Всё это время потребовалось на установление точного возраста ткани и определение её химического состава.
Образцы обертывающих тела материалов были доставлены в Великобританию из четырёх погребений региона Мостагедда близ реки Нил. Раскопки в этом регионе проводились ещё в 1920-30 годах, после чего археологические находки были привезены в музеи и не подвергались тщательному изучению.
Радиоуглеродный анализ демонстрирует, что старейший из образцов оборачивался вокруг тела, захороненного в 4200 году до новой эры, а самый молодой принадлежал телу, погребённому примерно в 3150 году до новой эры.
Ткани пролежали 80 лет без внимания учёных, прежде чем перевернули представления археологов о мумификации (фото Ron Oldfield, Jana Jones).
"Микроскопический анализ, в свою очередь, показал, что ткани были пропитаны смолами и сложной композицией химических веществ, в числе которых были животные жиры и растительные стеролы. От 5% до 20% состава приходилось на смолы и масла. А некоторые из ингредиентов даже обладали антибактериальными свойствами, что способствовало ещё более долгому сохранению тела", — сообщает Бакли в пресс-релизе.
Учёные предполагают, что животный жир, по всей вероятности, собирался из тел глубоководных губок, найденных на дне моря к северу от Египта. Сосновая смола могла добываться в юго-восточной Анатолии, которая сегодня является частью Турции. Это также указывает на то, что ещё в додинастический период древние египтяне активно развивали торговлю с дальними регионами.
Самое интересное, что некоторые ингредиенты бальзама были не просто добавлены в смесь, а предварительно нагреты до определённых температур. Это означает, что у древних людей действительно был определённый рецепт мумификации, которому они неукоснительно следовали. Так археологи исключили возможность того, что бальзам был приготовлен случайно из подручных материалов.
Вещество, которым обрабатывали тела умерших фараонов в более поздней истории Египта, имело аналогичный, хоть и не идентичный состав. Основные бальзамирующие и антибактериальные ингредиенты в составе сохранились, но позднее добавлялись новые, более эффективные и, конечно же, более редкие и дорогие.
Волокна были пропитаны особым бальзамом, рецепт которого сохранялся на протяжении веков (фото Ron Oldfield, Jana Jones).
Комментарии