Тайна детской могилы во Франкфуртском соборе
Редко бывает, чтобы чисто научная публикация (в данном случае - в ежегоднике "Труды Археологического музея Франкфурта") вызвала столь большой интерес широкой публики. Но в данном случае речь идет об одной из самых увлекательных загадок немецкой археологии и о попытке ее разгадать.
Находка в древнем соборе
В 1991 году во Франкфуртском соборе Св. Варфоломея решили установить отопление. Для этого под полом собора, на уровне древнего фундамента, начали копать небольшой котлован. Строительные работы, как всегда в таких случаях, проходили под зорким присмотром археологов. Это был звездный час молодого исследователя Андреи Хампель (Andrea Hampel): ей удалось обнаружить в раскопе богатое детское захоронение эпохи меровингов, как суховато значилось в ее докладе.
Эхо этой публикации было необыкновенным. Газеты писали о "франкфуртской принцессе" и публиковали фотографии многочисленных драгоценностей и иных ценных предметов, с которыми маленькую аристократку, умершую в возрасте приблизительно пяти лет между 700 и 730 годами нашей эры, проводили в последний путь.
Но истинная сенсация последовала на стадии подробного исследования находок. Их тщательное изучение с использование новейших методов научного анализа продлилось более двух десятилетий.
Выяснилось следующее: в могиле – деревянном саркофаге длиной 120 сантиметров и высотой приблизительно 60 сантиметров – девочка лежала не одна. Рядом с ней покоились останки еще одного ребенка!
Но если "принцесса" была предана земле в нарядном костюме по христианскому обряду, то второй ребенок был кремирован в соответствии с древними ритуалами скандинавских народов: тело положили перед преданием огню на медвежью шкуру.
Ученым также удалось обнаружить фрагменты кремированных медвежьих лап.
Спутник смерти
Второму ребенку также было от четырех до пяти лет, однако его пол не удалось установить, несмотря на все усилия ученых, что дает простор для различных трактовок.
Оба маленьких покойника были отправлены в мир иной с множеством погребальных предметов.
Археологи нашли домашнюю утварь, инструменты, следы приготовленной "на первое время" щедрой трапезы (тушеной курицы, свиных ребрышек, лососья). Похороненные дети были завернуты в драгоценный саван с вышитым на нем золотым крестом.
Почему же в одной могиле были одновременно похоронены двое детей примерно одного возраста, но по разным обрядам - языческому и христианскому?
Нет сомнений, что в обоих случаях речь идет об отпрысках элиты, но, видимо, "происходящих из различных культурных контекстов", как подчеркивает директор Археологического музея Франкфурта и координатор исследовательского проекта Эгон Вамерс (Egon Wamers).
"Может быть, дети были обещаны друг другу в качестве жениха и невесты", - предполагает он. Девочка происходила из знатного франкфуртского рода (возможно, Актор или Иудекс), а ее "жених" – из скандинавской аристократии. Торговый Франкфурт уже тогда поддерживал тесные отношения с разными регионами Европы.
У ученого есть два косвенных указания на такую версию: во-первых, отсутствие серег и колец указывают все-таки на мужской пол второго ребенка.
Во-вторых, в ожерелье на шее девочки-"принцессы" центральный золотой медальон имеет также скандинавское происхождение.
Эта часть на пару веков древнее захоронения. "Может быть, это был подарок невесте от рода жениха", - предполагает профессор Вамерс.
Жертвоприношение ученые считают скорее маловероятным: в это время Франкфурт был уже христианским городом. Но полностью исключить эту возможность, тем не менее, также нельзя.
Может быть, что вместе с "принцессой"-христианкой была погребена маленькая язычница, ее подруга или служанка. Может быть, дети погибли в результате несчастного случая или заразились друг от друга тяжелым инфекционным заболеванием.
Девочка с золотыми сережками
Скелет девочки сохранился не настолько хорошо, чтобы реконструировать черты ее лица. Зато можно сказать, что малышку одевали как изысканную даму.
Так, ее пальчики украшали филигранные кольца, сделанные точно под ее миниатюрный размер. В ушах поблескивали золотые сережки, некогда украшенные драгоценными камнями. Платье и накидка были сшиты из дорогой ткани, туфельки – из мягкой телячьей кожи.
Талию опоясывала изящная цепочка, к которой были подвешены небольшой нож в ножнах и украшенная золотом сумочка со всем "самым необходимым" для юной леди: ложечкой для чистки ушей, костяной палочкой для удаления грязи из-под ногтей, иголками для шитья.
Кроме богатого ожерелья, на ее шее висела небольшая баночка с благовониями: дамы той эпохи спасались таким образом от дурных запахов и обмороков.
Трогательная деталь: накидку девочки скрепляла украшенная гранатами фибула, явно наскоро переделанная из "взрослой" брошки. "Может быть, это был последний подарок родителей", - предполагает Вамерс.
По мнению ученых, похоже, не случайно Франкфуртский собор, освященный в 852 году, то есть более чем через сто лет после смерти детей, был построен именно над их могилой - причем таким образом, что центральная ось собора проходила по центру захоронения.
По мнению ученых, это может означать лишь одно: существовал культ этих детей, место считалось святым.
Мы не знаем и вряд ли узнаем когда-нибудь, как звали этих детей и что стало причиной их смерти. Занавес, скрывающий древнюю историю Европы, приоткрылся лишь чуть-чуть. Но приоткрылся...
Комментарии