Поиск по сайту

Ученые изучили фигурку "танцовщицы" из Туркменистана

Дата: 02.11.2014  |    Источник © 0 2486

туркменистан, фигурка

В Юго-Восточном Туркменистане нашли уникальную статуэтку периода энеолита, которая изображает женщину, исполняющую ритуальный танец. Во время раскопок на Йылгынлы-Депе, поселении ранних земледельцев в Юго-Восточном Туркменистане, была найдена женская статуэтка в необычной позе: вероятно, фигурка изображает танцовщицу. Изображение датируется серединой IV тысячелетия до н.э.

О находке говорится в статье руководителя экспедиции, замдиректора Института истории материальной культуры РАН (ИИМК), кандидата исторических наук Натальи Фёдоровны Соловьевой. Работа опубликована в «Записках ИИМК РАН» (№9, 2014).

Фрагменты статуэтки из Йылгынлы-Депе

 

Археологи нашли статуэтку в 2013 году, при расчистке небольшого помещения, входившего в домохозяйство с культовых комплексом, парадными и хозяйственными дворами. Три фрагмента статуэтки находились в углублении, сделанном в полу. Фигурка была сделана из рыхлого грубого теста, с большими включениями самана и шамота.

Части тела вылеплены по отдельности и были соединены с помощью тонких палочек. После того, как их соединили, сверху нанесли тонкий слой глины. Потом мастер сделал толще отдельные части и проработал детали с помощью налепов и линий, прорезанных по сырой глине. Вероятно, вокруг щиколотки художник показал «сапожки» или «шаровары». Потом статуэтку покрыли тонким слоем ангоба. Поверх него, на спину и бёдра фигурки нанесли геометрический орнамент, этой же краской выделили детородный орган. После этого фигурку обожгли.

Н.Ф. Соловьева предполагает, что создатель статуэтки пытался воссоздать строение человека: кости скелета (палочки внутри скульптуры), мышцы (грубая глиняная основа), кожа (тонкий слой глиняной обмазки или ангоб)». Изготовление человекоподобных фигурок было частью ритуального действа, считает археолог.

Статуэтка «танцовщицы». Вариант реконструкции

 

По её мнению, общая высота статуэтки составляла 50–60 см. Это самая большая фигурка среди когда-либо найденных на памятнике. Кроме того, это первая статуэтка периода энеолита и ранней бронзы на Ближнем Востоке и в Средней Азии, которую точно можно трактовать как изображение стоячей фигуры. Большинство ранее найденных статуэток были сидячими, а к стоячим точно можно было отнести только каменные статуи и схематичные статуэтки-фишки. Единственная возможная, но отдалённая аналогия – фигурка танцовщицы из Мохенджо-Даро.

Главная особенность фигурки из Йылгынлы-Депе – её поза. Она изображает женщину, которая стоит на левой ноге. Правая нога согнута в колене, а бедро отведено в сторону почти под 90°. Автору эта поза напомнила «позицию балерины, которая готовится исполнить фуэте».

Автор статьи предполагает, что статуэтка изображала женщину, которая исполняет ритуальный танец. «Этнографические исследования примитивных обществ свидетельствуют о том, что в женских ритуалах большую роль играют пляски: именно женским танцам отводилась огромная роль в жизни племени. Обрядовые пляски женщин могли, по сути дела, обеспечить богатый урожай, удачную охоту, отвести грозящую засуху и т. п.», – пишет Н.Ф. Соловьева. Она подчёркивает, что на всех памятниках, оставленных ранними земледельцами, преобладают именно женские статуэтки.

Интересно также, что сами статуэтки также, скорее всего, использовались в ритуалах. На это, в частности, указывает сохранность фигурок. По мнению исследователя, их намеренно ломали после исполнения обряда и выбрасывали.

Йылгынлы-депе расположен примерно в 240 километрах от Ашхабада. Сейчас памятник представляет оплывший холм площадью около 14 гектар и высотой до 14 метров. Поселение возникло в эпоху раннего энеолита (период Намазга I, середина–вторая половина V тыс. до н.э.), достигло расцвета среднем энеолите (период Намазга II; IV тыс. до н. э.). В конце IV–начале III тыс. до н.э. оно было оставлено жителями, по всей видимости, из-за оскудения водных ресурсов



Комментарии
omForm">
avatar