В нижегородских лесах возможно нашли древнее святилище
Кто и для чего создал уникальный каменный комплекс, затерянный в глухих лесах Сокольского района Нижегородской области? Ясного ответа нет. Есть предположение, что камни эти использовались в качестве жертвенного святилища представителями исчезнувшего ныне народа меря.
Но этот сложный артефакт мог возникнуть и в более древние времена, когда мерян и в помине не было на данной территории. А схожесть комплекса с астрономической картой Солнечной системы и довольно строгое расположение по сторонам света говорит о том, что это все дело рук не обычных первобытных людей. Люди ли вообще тут постарались?
От них остались лишь гидронимы
Эту экспедицию мы с нижегородцем Андреем Зотиковым – знатоком северо-запада нашей области и вообще любознательным человеком – запланировали еще год назад. Тогда Андрей обмолвился в разговоре, что пытался как-то найти в Сокольском районе неизвестное мерянское каменное святилище, но не дошел до него.
Это словосочетание заставило меня «загореться»: меря – полностью исчезнувший на сегодняшний день народ. Перспектива обнаружить оставленный им артефакт, да еще и неизвестный доселе, представлялась весьма заманчивой. Такая находка могла дополнить или даже изменить современные представления о мерянах.
Масла в огонь подлило известие о загадочном каменном комплексе, обнаруженном археологами в лесах Варнавинского района: пять достаточно больших обтесанных камней расставлены по сторонам света. Некоторые специалисты предполагают, что создали этот комплекс как раз меряне, чтобы совершать неизвестные современному миру ритуалы. Почему делаются такие предположения?
Известно, что до начала XIII века, то есть до прихода сюда русских, территорию нижегородского севера занимали финно-угорские племена: марийцы и меряне. Это зафиксировано в летописях, об этом же говорят сохранившиеся с тех времен названия водоемов (гидронимы). Реки Моча, Мича, Ширмокша, Лапшанга, Лух, Мормаз, Утрус были названы явно финно-уграми, которые жили ранее в Сокольском, Кавернинском, Варнавинском, Ветлужском, Краснобаковском и прочих северных районах нашей области.
Какие из этих слов марийские, а какие мерянские? Это по силам определить специалистам в области лингвистики, истории, этнографии. Нижегородский краевед Анатолий Москвин, который находится сегодня на принудительном лечении в психиатрическом учреждении, перед тем как попасть в поле зрения правоохранительных органов, основываясь на анализе гидронимов, создал карту заселения Нижегородской области различными народами до русской колонизации. На этой карте хорошо видно, что современные северо-западные районы были в раннем Средневековье заселены именно мерянами, марийцы же жили восточнее.
Впрочем, это лишь одна из версий. Некоторые этнографы склонны думать, что меряне не являлись самостоятельным народом, а были разновидностью марийцев. Другие же (в частности, сокольский краевед Алексей Леднев) считают, что наш северо-запад был освоен именно марийцами, а не мерей.
Так или иначе, народность, жившая в Средние века на территории современного Сокольского района, исчезла из этих мест, оставив лишь названия рек.
Раскопки ничего не дали
Целый год мы не могли собраться: мешали бесконечные дела, и казалось, что идея отправиться на поиски древнего артефакта так и погибнет под увеличивающимся слоем «бытовухи». Однако неожиданно у обоих образовалось «окошко», и вот мы встретились, чтобы обсудить детали. В ходе этой встречи выяснилась пренеприятнейшая вещь: Андрей, как оказалось, весьма и весьма приблизительно знает, как добраться до загадочных камней, а записи об их существовании он видел краем глаза.
Собственно говоря, после этого от поездки можно было отказываться, поскольку шансы что-либо найти были близки к нулю. Однако желание отправиться на поиски загадочного места только усилилось. Изучив скупую информацию в Интернете, я пришел к выводу, что ритуальный комплекс исчезнувшего народа на северо-западе нашей области действительно существует, и имеет он два названия: «Урочище каменное святилище» и «Камень с личиной».
Более того - на одном тематическом сайте организатор поисковой игры сообщил, что дошел до этого места, обратившись к некой Вере - жительнице распложенного рядом села Куртюга. Вот, собственно говоря, и все, что дала нам мировая паутина.
Мы решили также обратиться к краеведу Николаю Морохину - именно он услышал от местных жителей о необычном камне, затерянном в лесах, и в 1990-х годах обнаружил его с помощью проводника из села Ятово.
Николай Владимирович рассказал, что посещал комплекс неоднократно, один раз – вместе с археологом Николаем Грибовым. Разведочные шурфы дали нулевой результат – за исключением того, что кое-где в земле были обнаружены угли. Это следы то ли лесных пожаров, то ли все-таки древних кострищ. Здесь стоит отметить, что раскопки вокруг знаменитых дольменов тоже ничего не дают, хотя очевидно, что комплексы были созданы человеком в ритуальных целях.
Впоследствии благодаря стараниям краеведа это место было признано памятником природы местного значения под названием «Урочище каменное святилище», но найти его непросто. Сам Николай Владимирович признался, что несколько раз «ходил кругами», тогда как камень был совсем рядом. Рассказать же, как дойти до комплекса, еще труднее. Приблизительные ориентиры – плакат «Берегите лес от огня» на дороге до деревни Ятово, от которого надо углубиться в лес по просеке.
- Но если у вас есть желание, вы обязательно его найдете, - пообещал Николай Владимирович.
«Последняя мерянка»
Началась экспедиция более-менее удачно: житель Сокольского района Николай Бородинов показал нам здоровенный Брунихин камень, лежащий в овраге возле села Зубово. Вряд ли этот гранитный моноли использовался в ритуальных целях: следов обработки на нем нет, разве что в середине имеется небольшая «прорезь», похожая на дисковод. С этим камнем связана незамысловатая деревенская легенда: ранее он якобы стоял на краю оврага; какая-то женщина по имени Бруниха полезла вниз за грибами, и валун в этот момент скатился вниз. Когда это было и было ли на самом деле – никто сказать сегодня не может, но на одном из склонов оврага можно увидеть подобие следа.
Сама по себе история интересная, но она увела нас чуть в сторону от главной темы. Поэтому Надежда – супруга Николая – проводила нас до Сокольского краеведческого музея. Тут выяснилось, что не столько местные краеведы помогли нам, сколько мы помогли им, ибо привели с собой единственную на всю округу женщину, которая помнит, как работать за деревянным ткацким станом. Каждому по очереди она терпеливо объяснила, как устроен этот механизм, какие ошибки были допущены в ходе его реставрации, как надо правильно ткать.
Мой товарищ, кстати, предположил, что Надежда именно мерянских кровей: в ее внешности и поведении есть что-то необычное, не совсем русское… Меря – народ, упоминаемый в летописях наряду с черемисами (марийцами), мордвой и многочисленными славянскими племенами. Что случилось, когда русские начали осваивать мерянские земли?
Почему черемисы и мордва существуют сегодня, а меря бесследно исчезла? Может быть, ее судьбу решила особая религия, от которой остались лишь каменные святилища? Так или иначе, вряд ли все без исключения представители этого народа погибли в ходе колонизации. Наверняка, до сих пор есть на свете люди, которые хотя бы процентов на 70 являются мерянами, но таковыми себя, конечно, уже не осознают.
«Постарались» и вулкан, и ледник
В краеведческом музее нам ничего не рассказали о ритуальном камне, зато охотно рассказали о других. Например, самый большой в этих краях валун находится в нескольких километрах от села Мамонтово. Его обнаружили в 1990 году, когда делали дорогу: строители не смогли справиться с исполином. Чуть позже камень решили установить в центре села как памятник погибшим во время войны: чуть подкопали, обвязали тросом, подогнали 16-тонный кран…
А он как в землю врос! Так и остается валун на своем месте – и постепенно уходит вниз в результате многочисленных подкопов: издавна считается, что под большими камнями скрывается если уж не сила великая (чего стоит только упоминаемый в заговорах бел-горюч камень Алтырь), то хотя бы сокровища.
Был ли этот исполин ритуальным объектом в глубокой древности? Теоретически, да. Но чтобы в этом убедиться, место нужно исследовать.
Не исследовано толком и затерянное в местных болотах озеро Текун – с ним связаны довольно мрачные легенды о разбойниках, утопленниках и кладах. Доподлинно известно, что к этому озеру ведет вымощенная булыжником дорога, но кто и зачем ее проложил – непонятно. Ходят также слухи, что в районе Текуна есть какой-то ритуальный камень, однако никто из опрошенных нами людей не смог подтвердить эту информацию.
Краевед Алексей Леднев, в свою очередь, сообщил, что до революции возле деревни Тевелево существовал комплекс, бывший объектом поклонения православного люда: часовня, святой ключик и камень. В советское время деревня попала в зону затопления и исчезла вместе с родником и часовней. А вот камень остался, сегодня он наполовину затоплен. Таким образом, некоторые валуны хранят память не только о языческих традициях, но и о христианских.
В том же Сокольском районе на берегу Горьковского моря – сотни камней (правда, не таких огромных), причем некоторые имеют достаточно ровные углы. Не исключено, что их обработали древние люди. А не так далеко от этих берегов есть проблемные поля: каждый год во время их распашки трактористы натыкаются на новые камни, которые как грибы в земле появляются.
В основном все это результаты ледниковых движений, но не только ледник оставил здесь след. Места, о которых мы пишем, находятся в зоне влияния так называемого Воротиловского выступа – это геологическая аномалия, центр которой расположен рядом с селом Воротилово Ковернинского района. Глубинные породы залегают здесь достаточно близко к поверхности, а на снимках из космоса от этого центра расходятся круги, охватывающие несколько районов Нижегородской области, в том числе и Сокольский. «Просверлив» Воротиловский выступ в нескольких местах, геологи обнаружили в том числе и алмазы – правда, не ювелирные, технологические.
Все это может быть объяснено тем, что когда-то очень давно, скорее всего, до ледникового периода, здесь действовал вулкан – так что не исключено, что некоторые камни вулканического происхождения. Более экзотическая и менее доказуемая версия: Земля столкнулась с метеоритом, и в результате взрыва образовался кратер с высокими краями. Что бы это ни было, со временем данный объект оказался полностью под землей.
«Ищут уродище»
Проанализировав на месте всю эту информацию, мы решили, прежде всего, попытаться найти то самое каменное святилище, о котором говорил Николай Морохин. Нас ждала целая серия намеков на то, что мы вернемся не солоно хлебавши. Так, жительница села Куртюга – хорошая знакомая Андрея, ни о чем подобном никогда не слышала. При нас она специально позвонила в лесничество, где подтвердили: никаких «особых камней» в здешних местах отродясь не было.
В общем, отпал вариант с Куртюгой, и мы решили доехать до Ятово – именно в этой деревне нашел когда-то проводника Морохин. Отвезти нас вызвался директор школы плотников «Тайга» Дмитрий Зотиков, брат Андрея. При этом всю дорогу он уговаривал нас вернуться, «пока не поздно»: мало ли что может случиться на «ятовской горе» (то есть на дороге от поворота с основной трассы до деревни Ятово)…
- Вот смотрите: прямо сейчас поворачиваем назад, и все будет хорошо, - не унимался Дмитрий.
Тем не менее, мы оказались в Ятово. Там нам сразу указали на Людмилу, коренную жительницу – уж если кто, дескать, и знает о лесных чудесах, так это она. Кстати, и в краеведческом музее нам посоветовали к ней обратиться.
Дом женщины оказался закрыт. Соседи сообщили, что Людмила ушла за грибами, однако позвонили ей на сотовый телефон:
- Вот тут приехали журналисты, ищут какой-то камень-уродище!
- Да не уродище, а урочище, – это уже я взял трубку. – Каменное святилище, или, по-другому, «камень с личиной»… Знаете о таком?
- Никакого святилища у нас тут нет! – осадила нас Людмила. – Если бы было, я бы непременно знала…
Примерно в таком же духе высказался Владимир – еще один постоянный житель:
- Вот читаю я в Интернете о чудесах, которые якобы у нас тут есть… Пугают озером Текун, каким-то «камнем с личиной»… А нет их! И не было никогда…
Тут на меня нашла волна отчаяния: нижегородские краеведы выдают святилище за быль, а местные о нем ни сном ни духом… Может быть, и вправду нет никакого камня?
Крюк на семь верст
Однако мы все-таки остановились на середине ятовской дороги – в том месте, где стоит плакат «Берегите лес от огня». Именно отсюда, по словам Морохина, можно дойти пешком до заветного камня, только вот куда и как именно идти? Мы выбрали более-менее широкую грунтовку, уходящую в лес: да, святилище мы вряд ли найдем, так хоть рядом походим! Тут я вспоминаю о том, что читал в Интернете, и заставляю Андрея еще раз связаться со знакомой из Куртюги: не знает ли она некой Веры, живущей в ее селе?
Через полчаса мы записываем телефон Веры Васильевны – пенсионерки, работавшей раньше в лесничестве. И наконец-то нам, забравшимся уже порядочно в лесную глушь, улыбнулась удача: Вера Васильевна, оказывается, не только знает о существовании «камня с личиной», но и неоднократно посещала это место! Более того, женщина сообщила, что идем мы правильно, что надо дойти до квартального столба, потом будет мелколесье - и камень рядом.
После километра ходьбы мы начали понимать, что все-таки зашли не туда: ни мелколесья, ни опознавательных знаков… При этом сотовая связь стала радовать нас сеансами значительно реже. Вера Васильевна сообщила, что, может быть, мы уже прошли лишку, и что до камня можно добраться по какой-то просеке, которую должен был прорубить лесник Сергей… Но вот прорубил ли? В конце концов, женщина дала нам телефон жены лесника.
Та, в свою очередь, начала колебаться, но мы пообещали, что не заберем ее супруга в проводники, а нужен он нам только для объяснений по телефону. Так мы заполучили номер Сергея Зоричева, который нас здорово выручил. К этому моменту показался квартальный столб. Узнав, какой на нем начертан номер, лесник отправил нас назад, велев искать просеку. Мы вернулись к плакату, с которого начали путь, прошли немного вдоль трассы и, найдя просеку, снова углубились в лес.
Сначала все было более-менее сносно, но вскоре мы уперлись в ту самую грунтовку, с которой вернулись! Получился замкнутый круг, и мы, совсем отчаявшись, собрались было прекратить поиск… Но Сергей Зоричев сообщил по телефону, что все правильно: надо пересечь дорогу, не сворачивая с просеки, пройти мимо другого квартального столба и, не доходя до оврагов, углубиться в лес.
Следуя указаниям лесника, мы прошли с километр, и когда решили повернуть обратно, думая, что это все же не та просека, показался квартальный столб – на этот раз тот самый. Прошли чуть дальше – и увидели первый овраг, а когда повернули назад, перед нами как-то сам собой открылся долгожданный каменный комплекс.
Неоязычники подбросили?
Доминанта комплекса – большой валун диаметром примерно в метр, прочно ушедший в землю. Чтобы понять, как он выглядел столетия назад, камень надо раскапывать – не исключено, что внизу на «теле» монолита остались более четкие следы ритуальной человеческой деятельности. Сверху на камне имеется продолговатый выступ, вытянувшийся с запада на восток – именно его исследователи с фантазией и назвали «личиной», усмотрев черты человеческого лица.
Есть предположение о том, что выступ этот был высечен древними людьми, однако он весьма ровный и обтекаемый, без сколов – так что, скорее всего, это природное образование. А вот сам монолит в нескольких местах как бы обтесан – не исключено, что ему пытались придать форму круга.
Почти впритык к доминанте, на западе и юго-западе от нее, расположены валуны поменьше. Их три, но если провести тщательные раскопки, могут открыться и еще камни, скрытые сегодня полностью под землей. В отдалении, на северо-востоке от «камня с личиной», расположена еще пара небольших глыб.
В современном состоянии комплекс отдаленно напоминает солнечную систему – с большим достаточно круглым центром и вращающимися вокруг него «планетами». Однако не исключено, что когда-то доминанта и расположенные рядом глыбы были единым целым, просто со временем кто-то отколол от нее несколько частей.
Настораживает круг из мелких камушков, выложенный радиусом примерно в два метра вокруг камня с личиной. Этих камушков более 30, и они не успели «врасти» в землю – а это значит, что положены они здесь были относительно недавно. Если бы давно (допустим, столетие назад) – круга было бы вообще не увидать. Значит, постарались или неоязычники, или те, кто хотел придать этому месту дополнительную значимость и привлекательность.
Ведь археологи сработали практически «в ноль», так называемая личина вряд ли была высечена человеком, происхождение сколов по краям также не до конца ясно – в общем, если подходить объективно, «ритуальность» данного места не подтверждена пока серьезными фактами. Если же доминанту обложить каменным кругом, у обывателя отпадут всякие сомнения, и он, конечно же, уверится в том, что это не хаотично разбросанные глыбы, а древний сакральный комплекс.
В любом случае круг был выложен, скорее всего, после того, как Николай Морохин впервые посетил святилище.
Кто сломал сосну как спичку?
Сам же «камень с личиной» и описанные выше глыбы рядом с ним – не обманка: слишком серьезную технику надо было привлечь, чтобы доставить сюда многотонные валуны. Даже сдвинуть древний «алтарь» с места вряд ли возможно, хотя такие попытки могли быть: в паре мест «камень с личиной» подкопан, а по дороге к нему на дереве висит стальной трос.
Внимательно осмотрев комплекс, мы пришли к выводу, что это может быть что угодно: «просто камни», ритуальный жертвенник, символическая братская могила, карта Солнечной системы, древний календарь, обсерватория, портал между мирами, который надо активировать, откопав глыбы и переставив их местами… Ну а то, что это было святилище именно мерян, могут подтвердить только тщательные археологические раскопки.
Лицезрение окрестностей тоже мало что дало – разве что обратила на себя внимание сосенка, сломленная, как спичка, посередине. При этом урагана здесь в последнее время не было, иначе остальные деревья тоже бы пострадали. Кто же и для чего сломал эту сосну?
И еще один небольшой штрих придал дополнительную мистичность этому месту: сделав шаг, чтобы начать путь назад, Андрей споткнулся на ровном месте и упал навзничь. Не отпускает просто так «святилище»: хочется вернуться, обследовать комплекс еще раз и попытаться ответить на кучу возникших вопросов. А ведь впереди столько еще неизученных мест: и озеро Текун, рядом с которым, возможно, тоже есть сакральные камни, и берег реки Лоймины – там, по не подтвержденным пока данным, находится главное мерянское святилище, до которого ученые пока вообще не добрались…
Егор Верещагин
"Московский комсомолец"
Комментарии