Поиск по сайту

В Новой Зеландии нашли останки древнего каноэ

Дата: 04.10.2014  |    Источник © 0 2580

каноэ, новая зеландия

Два случайных фактора — изобретение парусных каноэ и климатические изменения, успокоившие Тихий океан и породившие мощные ветра-пассаты в субтропиках, — привели к взрывообразному расселению предков современных жителей тихоокеанских островов в Позднем Средневековье.

О первичном заселении этого региона планеты рассказывают климатологи и антропологи в двух статьях в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, раскрывая некоторые тайны истории миграций полинезийцев благодаря обнаруженному ими древнему каноэ в Новой Зеландии.

Полинезийцы привлекают внимание антропологов, историков и даже математиков на протяжении уже более чем двух столетий. Прежде всего, ученых интересует то, откуда взялись эти народы и как они смогли расселиться по территории Меланезии, Микронезии и Полинезии, охватывающей огромный треугольник между Гавайями, островами Пасхи и Новой Зеландией площадью в десятки миллионов квадратных километров.

Проблема заключается в том, что все эти народы не обладали письменностью или до сих пор ее не освоили. По этой причине ученые вынуждены опираться на косвенные сведения для поисков возможной родины, времени и путей расселения полинезийцев — археологические артефакты, лингвистические различия и особенности и даже генетические исследования. Несмотря на все усилия, археологам, генетикам и лингвистам удалось раскрыть лишь небольшие детали из истории полинезийцев.

К примеру, они оказались родичами денисовцев, древних жителей Алтая, и бразильских индейцев, а тихоокеанские народы с острова Мангарева изобрели уникальные гибридные двоично-десятеричные системы счисления задолго до Готфрида Лейбница. Если говорить об истории расселения полинезийцев, то сегодня историки считают справедливыми лишь три предположения: то, что этот процесс завершился приблизительно в XIII веке новой эры, то, что он протекал очень быстро, и то, что полинезийцы были хорошими мореплавателями. Все остальное — возможные маршруты, причины и другие особенности миграций — остается предметом ожесточенных споров среди ученых.

Три австралийских антрополога — Дайлис Джонс, Джеффри Ирвин и Юнь Сун из Университета Окленда — сделали большой шаг к распутыванию этой исторической загадки. Они обнаружили шестиметровый фрагмент древнего полинезийского каноэ в устье реки Анавека на севере новозеландского острова Южный.

Это открытие является чрезвычайно важным само по себе — до сих пор ученым, по сути, не удавалось обнаружить фрагментов или полных корпусов лодок, которые древние полинезийцы использовали для путешествий по Тихому океану. Единственным другим следом их мореплавательских амбиций являются фрагменты небольшого судна «каноэ из Хуахина», которое было найдено свыше 30 лет назад на противоположной стороне «треугольника», на островах Общества во французской Полинезии.

Джонс и ее коллегам крупно повезло — им удалось найти в песках у берегов реки носовую и среднюю часть каноэ, чья общая длина превышала 20 метров. Благодаря почти идеальной сохранности этих фрагментов судна, антропологам удалось точно вычислить его возраст, а также раскрыть два главных секрета мореплавания, которые позволили полинезийцам покорить острова Тихого океана.

Сравнив доли радиоактивного углерода-13 в кусочках дерева из разных частей каноэ, ученые поняли, что процесс заселения Полинезии действительно проходил крайне быстро. По их расчетам, лодка была в последний раз обновлена в начале XV века (1410—20-х годах), что лишь на несколько десятилетий отличается от предполагаемого возраста судна с островов Общества. Это означает, что полинезийцы освоили территорию, сопоставимую по своей площади с Россией, за одно столетие или даже меньшее время.

И наконец, каноэ Новой Зеландии оказалось необычно продвинутым для своего времени и было явно приспособлено для длительных круизов. В пользу этого говорили две вещи — ребра жесткости, укреплявшие структуру лодки и позволявшие ей переживать шторма, а также соединявшая их продольная балка, мачта и точки для канатов в бортах, к которым крепились паруса.

Что интересно, схожие элементы в структуре были и во фрагментах лодки, найденной на островах Общества, что говорит об обмене технологическими инновациями на расстоянии в четыре тысячи километров или даже больше.

Так могло выглядеть каноэ с Новой Зеландии. Реконструкция антропологов. Фото: G. Irwin

Главная деталь находки новозеландских ученых — барельеф морской черепахи, выточенный в кормовой части судна. Подобные узоры, как объясняют исследователи, не встречаются в культуре маори, современных жителей Новой Зеландии, и при этом широко распространены среди полинезийцев, живущих на островах Общества и на соседних с ними архипелагах в восточной части треугольника.

Черепахи были священными животными для многих полинезийских народов, которые символизировали для них долгие путешествия и дорогу в загробный мир. По мнению антропологов, присутствие этого символа на артефактах с разных краев Полинезии говорит о наличии близких культурных связей между оставившими их племенами и интенсивном торговом обмене между полинезийскими островами уже в начале XV века.

Открытие этого каноэ, как подчеркивают сами авторы статьи, отвечает лишь на половину вопроса, как полинезийцы смогли заселить почти все архипелаги полинезийского полуострова. Другая часть этой антропологической загадки заключается в том, что ученым пока не совсем понятно, как предки маори и других племен региона могли заселять его, двигаясь с востока на запад — подобным миграциям должны были препятствовать ветра, дующие в субтропических широтах с запада на восток.

Некоторые ученые считают, что в этом полинезийцам помогали так называемые косые паруса, помогавшие им плыть против ветра. Другие историки и антропологи не соглашаются с этой гипотезой, указывая на непостоянство местных потоков воздуха, которые мешали работе подобных парусов, или вообще считают, что полинезийцы не могли освоить эту технологию в то время.

Ответ на этот вопрос нашли климатологи Айан Гудвин, Стюарт Браунинг и Этолл Андерсон из университета Маквори в Сиднее и Национального университета в Канберре. Открытие каноэ заставило их задуматься, каким был климат и рисунок ветров в Полинезии во время ее колонизации. Они попытались реконструировать климатические условия в субтропической части Тихого океана.

Для этого они проанализировали десятки различных пород, способных рассказать нам об условиях давно минувших эпох — образцы льда из Антарктики, годичные кольца в стволах древних деревьев из Новой Зеландии и Перу, доли изотопов в отростках кораллов с Большого барьерного рифа и других регионов Тихого океана. Используя эти данные, ученые построили климатическую модель, описывающую изменения в рисунке ветров и течений в регионе с 800 по 1600 год новой эры.

Оказалось, что предкам маори, гениев устной математики с острова Мангарева, и прочих полинезийцев, не нужно было осваивать умение вести каноэ или другие типы примитивных лодок против ветра. Как выяснили австралийские ученые, примерно в начале XI века климат в субтропических поясах Тихого океана резко меняется — в это время воздушные массы в тропических и приполярных регионах начинают периодически резко сдвигаться в сторону полюсов каждые двадцать-тридцать лет.

Благодаря этому восточные ветра, почти безраздельно доминирующие в субтропических широтах сегодня, часто сменялись западными ветрами, благоприятными для путешествий предков современных жителей треугольника. Подобный рисунок ветров, по словам Гудвина и его коллег, продержался достаточно долго. Судя по кольцам деревьев и другим климатическим индикаторам, древние полинезийцы могли пользоваться ими для путешествий на запад до 1280—90-х годов, когда тихоокеанская климатическая система вернулась в нормальный режим.

Периодические «переключения» режимов ветров, как считают климатологи, способствовали культурному и торговому обмену между «колонистами» на разных островах Тихого океана. По их мнению, 20—30-летних циклов было вполне достаточно для того, чтобы, к примеру, лодки древних маори могли приплыть на Новую Зеландию с островов Кука, их предполагаемой прародины, а затем вернуться обратно с вестями о новых землях во время следующего цикла.

С одной стороны, время существования этого «окна миграции» XI—XIII веков совпадает с предполагаемым периодом массовых миграций полинезийцев. Но с другой стороны, он не включает в себя тот временной отрезок, когда было построено каноэ из Новой Зеландии.

Как считает Дилис Джонс, чьи слова передает новостная служба журнала Science, открытое ими судно, скорее всего, было построено как дань мореплавательным умениям предков маори. Их секреты передавались из поколения в поколение во время существования благоприятных ветров, а потом были забыты из-за невозможности совершения обратных вояжей на острова Кука и в другие регионы Полинезии.



Комментарии
omForm">
avatar