Казахские археологи нашли изображение красавицы 12 века
В Казахстане ученые-археологи, исследующие городище Тараз, подводят итоги 2014 года.
Напомним, в 2012 году на территории бывшего Центрального рынка Тараза начались археологические раскопки древнего городища. На сегодня археологи обнаружили порядка 40 тысяч артефактов, датируемых VI-XII вв., найдены средневековая цитадель, мечеть VIII - IX века, медресе и алтарь зороастрийцев. Кроме того, найдено около 200 тыс. керамических элементов, множество монет тюргешской эпохи и периода Кокандского ханства. Некоторые из археологических находок этого года представлены в экспозиции областного выставочного зала в Таразе.
О находках и их значении корреспонденту рассказал руководитель группы «Туран», доктор исторических наук, профессор КазГУ им. Аль-Фараби Мадияр Елеуов.
«В этом году работали 4 экспедиции, одна из них - группа «Туран». Мне было поручено исследовать восточные ворота шахристана и оборонительную систему городища Тараз. К сожалению, ворот не нашли - скорее всего, их снесли при более позднем строительстве домов и дороги. За местным рынком мы нашли центральную улицу, которая обрывается на восточной окраине шахристана. На самом шахристане нашли крепостную стену 11 метров толщиной. Представьте, какой она была высоты! По законам фортификации, соотношение толщины стен и высоты сооружения должно быть один к трем. Значит, высота стен, окружавших древний Тараз, могла достигать до 30 метров!», - отметил он.
М. Елеуов рассказал, как в процессе раскопок обнаружилось, что через средневековый Тараз протекало одно из ответвлений русла реки Талас. На берегу этого русла оказалась набережная, очень аккуратно выложенная камнем. По всем признакам ученые констатируют наличие двух уровней реки Талас с разницей в полтора метра и объясняют такое поднятие уровня реки возможной природной катастрофой в эпоху средневековья.
Группой «Туран» раскопаны остатки дома VII - VIII веков. Найдено около 80 средневековых монет этого же периода, по итогам этих находок выходит в свет книга «Доисламские монеты Тараза». Кроме того, вскрыто еще несколько объектов, которые, по мнению М. Елеуова, после восстановления могут стать значимыми туристическими объектами. Это и набережная, которая пока вскрыта только на 16 метров, и крепостная стена цитадели толщиной 7 метров, и помещение для поминальных ритуалов.
«Находок было бы больше, если бы в 80-е годы прошлого века, когда на рынке строили мясной корпус, не уничтожили культурный слой, - отметил профессор М. Елеуов. - Находки все очень интересные, мы их обработали, сдали в музей. Найдено множество керамических фрагментов кумганов, кружек, горшков, большой хум высотой более метра, поливная керамика, с арабской вязью, стилизованными орнаментами. Большое количество поливных светильников «чераги», очень изящно и аккуратно выполненных. Оригинальная бронзовая чернильница, которая, видимо, принадлежала какому-то состоятельному человеку - редкий экспонат».
«Но самая основная наша находка этого года, - продолжает собеседник, - это фрагмент керамики с изображением девушки, приблизительно датируется XI-XII веками, он найден в культурном слое именно этого периода. И здесь мы ясно видим мотив орнамента знаменитого мавзолея Айша-биби. Наш художник-реставратор Вера Жуланова по этому образцу изготовила стилизованное изображение».
Напомним, по старинному преданию красавица Айша-биби торопилась к своему жениху - хану Карахану, и, когда переправлялась через реку Аса, что в Жамбылском районе, ее укусила змея. Безутешный хан велел похоронить ее на месте гибели и возвести небывалой красоты мавзолей. Дошедший до нас из средневековья узорчатый терракотовый мавзолей XI-XII веков и сегодня поражает воображение великолепием декоративного оформления. Это единственный в Центральной Азии архитектурный памятник, целиком облицованный резной терракотой с богатейшей орнаментовкой. Мавзолей «Айша-биби» является не только популярным среди туристов историческим памятником жамбылского региона, но и местом паломничества людей из ближнего и дальнего зарубежья.
«Есть предположение, что это портрет легендарной казахской красавицы Айши-биби, - рассказывает художник-реставратор, член археологической экспедиции «Туран» Вера Жуланова. - Из всех находок, на мой взгляд, эта одна из самых уникальных. Мы знаем, что в исламе запрещено изображение человеческого лица. Однако есть версия, что мастер, который изготавливал изразцы для мавзолея погибшей девушки, все-таки сделал ее изображение. Что характерно, вот такого рисунка узоров мавзолея Айша-биби, с сочетанием женского лица восточного типа, как утверждают историки, нет нигде, это найдено впервые, и аналогов такому нет. Как и нет более нигде подобных орнаментов, представленных в мавзолее Айша-биби».
Картина по мотивам изображения
В. Жуланова подчеркнула, что датировка найденного фрагмента «портрета Айши-биби» определена пока визуально, по внешним признакам. «В археологической экспедиции профессора КазГУ Мадияра Елеуова работали ученые из Туркестана, из Алматинского института археологии Маргулана, опытные профессионалы, способные по каким-то мельчайшим деталям определять время и место изготовления найденных предметов. Хочу отметить, что я впервые работала в археологической экспедиции, и была поражена тем, насколько наши археологи увлечены своим делом! Просто до фанатизма доходит», - считает В. Жуланова.
Самой художнице этот маленький кусочек керамики с портретом древней красавицы подарил вдохновение и идею для написания картины в смешанной технике акриловых красок и пастели. В своей картине Вера Жуланова попыталась показать трудный путь достижения археологических находок. «Эту девушку, изображенную на найденном фрагменте, я сравнила с цветком розы. А шипы на стебле этой розы - это тернистый путь, который проходит археолог. В картине представлены находки Мадияра Елеуова», - поясняет художница.
Помимо уникального фрагмента древней керамики, на выставке представлены отреставрированные кувшины и прочая бытовая утварь периода средневековья.
«У археологов такие законы - оставлять отреставрированные части белыми, чтобы можно было определить, где оригинал, а где работа современного реставратора, - рассказала В. Жуланова. - Внешний вид реставраторы восстанавливают для того, чтобы посетители музеев могли понять, как выглядели предметы древности. Какой у них был первоначальный вид. Ведь многие найденные при раскопках артефакты представляют собою разрозненные осколки, кусочки чего-то целого, которое и восстанавливает художник-реставратор».
Собеседница обратила внимание на кувшин, имеющий авторскую подпись. «Скорее всего, это сделал гончар. И это редкость для керамики, которую находят на раскопках в Таразе», - уточнила она.
К 2017 году, после завершения археологических раскопок и исторической реконструкции, Тараз планируют превратить в город-музей периода X-XII веков, город ремесленников, науки и культуры, город, ставший важным звеном на Великом Шелковом пути. На территории туристического историко-культурного комплекса будет воссоздано 15 значимых объектов, в том числе медресе, мечеть, восточная баня. В облакимате считают, что Тараз уже к 2017 году станет привлекательным местом для зарубежных туристов.
Комментарии