Скелет из Аркаима мог принадлежать жрице
На юге Челябинской области в одном из курганов в окрестностях Аркаима недавно обнаружен прекрасно сохранившийся скелет женщины в возрасте почти двух тысяч лет.
Находка принадлежит преподавателям и студентам историко-филологического факультета Челябинского госуниверситета и сотрудникам музея-заповедника «Аркаим».
В Интернет тотчас попал весь букет примет «аркаимской красавицы», как уже успели окрестить ее некоторые журналисты — от антропологических данных до самого портрета («Найденная женщина была по представлениям своего народа настоящей красавицей, поскольку у нее не только вытянутая голова, но и длинные пальцы»).
Однако ни сами ученые, ни сегодняшние ценители прекрасного уже никогда не смогут узнать, что могло считаться красивым для женщины племени сарматов. По одной простой причине: письменности у номадов не было.
Младше Аркаима
— Начнем с того, что Мандесарка‑6 — это не единственный могильник, который есть на территории Челябинской области, — поделился руководитель археологической практики студентов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и зарубежных стран ЧелГУ Илья Любчанский. — Примерное время захоронения — III век нашей эры — установлено по погребальному обряду, обычаю деформации черепа.
Могильник этот известен с 1986 года — с тех пор, когда разведка, возглавляемая челябинскими археологами Сергеем Боталовым и Станиславом Григорьевым, исследовала Кизильский, Варненский, Агаповский районы. Именно тогда одним из отрядов были открыты несколько очень похожих могильников в верховьях реки Мандесарка. Затем в эти районы экспедиция ЧелГУ, а потом уже и заповедника Аркаим, прекратила свои поездки, поскольку археологические дела появились в других, более южных зонах этих же районов.
Чуть позднее могильник этот был как бы заново переоткрыт с помощью аэрофотосъемки.
Для тех, кто не знает: Мандесарка — это степная речка. Рядом Аркаим.
Именно это соседство и создает в голове обывателя ложную картину исторической близости двух этих памятников — во времени и культуре.
Между тем к самому Аркаиму этот могильник не имеет ровным счетом никакого отношения. Единственным совпадением можно считать то, что на этом могильнике работает совместная экспедиция ЧелГУ и музея-заповедника «Аркаим». Студенты первого курса ЧелГУ проходят здесь археологическую практику, а Аркаим обеспечивает эту площадку оборудованием и, как обладатель открытого листа, получает находки для своих музейных фондов.
Однако хронологически это абсолютно разные эпохи, разделенные друг от друга на полторы тысячи лет. Напомним, что Аркаим датируется XVIII веком до новой эры и относится к эпохе ранней бронзы. А могильник Мандесарка можно датировать по определенным нюансам третьим веком нашей эры. А это уже, простите, эпоха переселения народов! Это время, когда на территории степного Зауралья обитают племена непонятно какой принадлежности, но в основе имеющих тех сарматов, которые обитали на большой территории от Дона до Урала.
А могильник‑то не грабленый
А вообще‑то земля челябинская весьма и весьма богата на археологические памятники. У нас есть памятники неандертальского времени (в том же Кизильском районе) и памятники позднего средневековья — например, Башня Тамерлана начала XV века.
Могильник Мандесарка известен давно. И по внешним признакам он, похоже, не подвергался ни в древности, ни в современности никакому воздействию. Другими словами, не грабленый…
Чем объяснить? Во-первых, труднодоступностью. Туда даже местные жители крайне редко заезжают — в лучшем случае ягоды пособирать.
Во-вторых, могильник оказался как бы вне основных путей миграции более поздних племен, которые обычно старались где‑то и как‑то поживиться. А местным жителям, кстати, эти могильники были без надобности, поскольку проку от них не было никакого.
Вот если говорить о больших курганах раннего железного века, то да, местные казаки их ой, как уважали! Поскольку всегда четко знали, что там есть горелое дерево, — вот тогда их грабили! Но опять же — не для того, чтобы поживиться собственно погребением, а выбрать определенное количество древесного угля, дабы не платить денежку, покупая его, а пользуясь этим ходовым товаром, что называется, на дармовщинку.
И вот по этим причинам могильник Мандесарка и оставался долгое время вне поля зрения. Случай этот, по мнению Ильи Любчанского, нельзя назвать уникальным, поскольку только в Южном Зауралье известно около 300 подобных комплексов — а это более сотни могильников, которые можно отнести именно к этому узкому временному коридору III‑IV веков нашей эры.
Но если по погребальному комплексу Уелги в Кунашакском районе уже можно судить, что это «общежитие» уральских народов просуществовало не более двух веков, то точного времени проживания в Мандесарке сказать сегодня сложно. Причина проста: погребение безынвентарное…
Общежитие номадов
С 1986 года на территории Челябинской области было исследовано более сотни аналогичных погребений, которые располагаются в Южном Зауралье — от Малково на Чебаркуле до степей Оренбургской области. Здесь есть и находки оружия, луков со стрелами, и предметы ювелирного искусства, есть бронзовые и посеребренные пояса.
Если выстраивать весь археологический ряд, то складывается четкое представление о материальной культуре кочевников этого времени. Но среди этих сотен погребений встречаются и безынвентарные. (одно-два на один могильник).
Еще в 2004 году была проведена предварительная разведка и на площадке этого могильника Мандесарка зафиксировано полтора десятка насыпей. В этом году заложено три раскопа на трех разных курганах, находящихся друг от друга на расстоянии 30-40 метров. Женщина найдена в среднем.
Возможно, что пространственная близость курганов свидетельствует и о близости родственной.
А вот каким было общежитие номадов, сказать трудно. Кочевники располагались возле водоема и в том месте, где можно контролировать стада. Жилища их были съемные и легкие. Уникальность степи в ее способности к регенерации. Проходит три-четыре дня и на это место приходят новые группы кочевников, которых ждали новые всходы. Поэтому сегодня очень сложно выявить четкие очертания кочевых жилищ и стойбищ.
Зимовье и литовье
В свое время профессор ЮУрГУ Александр Таиров высказал гипотезу формирования у кочевников так называемой пастбищно-кочевой системы.
По его мнению, наши кочевники на зиму откочевывали в районы южнее Центрального Казахстана. По мере наступления весеннего периода они поднимались сюда, в южноуральские степи, проводя здесь лето.
Если посмотреть географически, то Челябинская область является периферией основного степного коридора, поскольку она упирается в Восточную Башкирию и в горный хребет. Но при этом Урал имеет в районе Орска, где Урал сам течет — дальше начинаются Мугоджары, — южный отрог Уральских гор в Казахстане. И там горловина, которая отделяет восточную степь от европейских степей.
И именно там на протяжении всего раннего железного века, раннего и позднего средневековья, именно здесь концентрируются самые мощные курганы и некрополи.
Философия того времени была проста: кто контролирует этот участок, тот и заказывает музыку во всем регионе.
Это были не таможенники и не разбойники, но передовые отряды, которые вовремя сообщали элите: кто‑то движется в наши края…
Этнический котел
Можно ли сказать, что это были последние европеоиды, которые здесь обитали и двигались в сторону запада. Но запада ли? Процесс передвижения был достаточно сложен, потому что это было время постоянных выплесков из Центральной Азии кочевых групп, которые связаны с хуннским миром, миром Китая. А сами процессы ассимиляции никто не отменял — от полного уничтожения племен до межбрачных отношений — соответственно с синтезированным потомством…
Последние исследования, по мнению Любчанского, подтверждают, что археологи застали самое начало процесса формирования нового этнического образования, состоявшего из трех компонентов. Этакий этнический котел. Основной пласт, лежащий в основе, это сарматский (или индо-иранский). Сюда будут вкрапливаться в разной степени прототюркский компонент в лице незримых гуннов — тех самых, что потом якобы уничтожат саму Римскую империю.
Третий компонент — аборигенное население лесостепных и лесных районов Урала. Антропология показывает значительные примеси, особенно в женских костяках, свидетельствующие о принадлежности к уральской расе.
Навстречу Аттиле
В археологии есть понятия некоего вакуума. Для Южного Урала он выпадает на VI-VII века. В Челябинской области есть лишь несколько погребений этого времени. К тому же, начиная с V века и до VIII века начинается культура курганов с усами — вся территория Центрального Казахстана. Но из сотни исследованных комплексов насчитывается лишь два-три погребения. Впрочем, в комплексах курганов с усами всегда есть кости лошадей, керамика и другие «говорящие» находки.
Накануне этого вакуума этнический клубок сформировался. И произошло это в 375 году. Клубок достиг своей критической массы: количество населения превзошло возможности той зоны, которая могла бы его прокормить. Большая часть из того этнического котла осталась здесь — и продолжала спокойно кочевать. Однако избыточное население перевалило в 375 году через Волгу. И уже в Европе стало известно, как гунны.
То была первая волна миграции. Потом пошла волна болгар. Ее сменила волна венгров, печенегов, затем — монголы и джунгары.
Сам 375‑й год зафиксирован в позднеантичных письменных источниках. Авторы описывают историю готтов, затрагивая сюжет, который современные историки определяют как начало Средневековья в Европе.
Безусловно, 375‑й год — условная точка отсчета, реконструированная дата. Известно, что гуннские отряды появляются в районе современного Дагестана еще в третьем веке нашей эры. Но уже к 400-му году гунны оказываются в районе Карпат, а в 410-м году они захватывают Паннонийскую низменность.
И примерно с этого времени Атилла начинает разводить две империи на денежку, пугая всю Европу. События эти соответственно нашли отражения и в раннехристианской литературе в виде четвертого всадника Апокалипсиса, который уничтожит все и вся.
«Свой-чужой»
Обряд искусственной деформации головы — одно из закономерных действий человека на протяжении многих тысячелетий. Примеры этого встречаются повсеместно — в том числе в Египте, в Передней Азии, где точно фиксируют деформацию уже в эпоху ранней бронзы. Просто сами обряды деформации были разные и направлены были для решения разных задач. У человека бывает естественная деформация черепа.
Любопытный факт: у узбеков существовал обряд затылочной деформации черепа. Для этого к затылку специально привязывали дощечку, которая жила вместе с мальчиком некоторое время. Поэтому узбеки в XVI-XVIII веках и вплоть до времен борьбы с басмачеством вполне могли отличить своего от чужака, приложив руку к затылку. То было своего рода этнический маркер, применявшийся для обозначения границы «свой-чужой».
Подобная деформация черепов кочевников, которые покоятся в могильниках Мандесарка, Соленый дол, достаточно разнообразна, но продольная деформация присутствует везде.
И сам вопрос — для чего совершалась эта деформация — до сих пор остается спорным. В свое время медики доказывали, что само удлинение черепа — не важно, с какой стороны — приводит к изменениям функций головного мозга и нарушению гипофиза. Высказывались также мнения, что это способствовало тому, что люди становились более агрессивными. Что ж, вполне возможно.
А закономерность выстраивается такая: по мере приближения к западу — от Аральского до Азовского моря — процент качества деформации черепов приближается к нулю.
К четвертому веку в Карпатах и в степях Приднестровья этот обряд встречается буквально в единичных случаях. Но при этом античные авторы упоминают опять же воинов Апокалипсиса, среди которых есть и яйцеголовые воины аланы.
Замуровали, словно ведьму
— Судя по костям, это женское погребение, — рассуждает Илья Любчанский. — Возраст определить сложно. Мне показалось, что ей было от 35 до 45 лет. Я не антрополог, однако у меня складывается впечатление, что она не рожала.
В этой группе захороненных данная особа занимала место, которое не предусматривало выхода замуж, рождения потомства. Для этого могла быть масса причин, в том числе состояние здоровья (в этом они были весьма разборчивы!), наложенное на родственников проклятие. Вполне возможно, что она выполняла какие‑то жреческие функции — не столь значительные, чтобы ее укладывать с традиционным инвентарем для представительниц этой касты. С другой стороны, безынвентарное погребение можно интерпретировать и тем, что похороненная — представитель самой низшей ступени общества.
А может статься и то, что ее боялись настолько, что замуровали, словно ведьму.
Словом, гипотез пока еще много.
И лопаты отлетали от могил…
Между Бредами и поселком Рымникским есть точно такой же могильник, только намного мощнее, — его исследовали еще в «нулевых» годах. Могильные ямы на поверхности материка также оставались невидимы — до тех пор, пока не подсыхала масса купола и не обрушивалась в пустоту могильной ямы. И только трещины выдавали. И там тоже не было следов ограбления.
Сегодня археологам ясно одно: могильники синхронны. И захоронены в них представители одного близкородственного союза.
Но вполне возможно, что принадлежали к разным родовым группам, которые имели определенные места кочевания. В нужный момент, когда наступала опасность, они собирались в кучу и совершали мощный набег или перемещались на другую территорию.
Археологи уверены: основной набор — мужской и женский — будет идентичен всей кочевой традиции этой эпохи II‑III веков.
Сегодня можно утверждать, что Мандесарка и по топографии расположения, и по погребальному обряду, и по наличию специфических элементов насыпи кургана будет относиться примерно именно к этому периоду.
Найденные могилы не культовые.
— Я не буду вдаваться в мистику, — говорит Илья Любчанский. — Просто по каким‑то причинам хоронили таким образом, чтобы сами трупы вообще никто и никогда не нашел… Делали все, чтобы — не дай бог! — темный гумусный грунт как‑то обозначил себя. Обычно при вскрытии курганов эпохи бронзы обнаруживаются на желтом фоне черные квадратные планы, и видно, что это все-таки ямы.
А тут уровень материка цвета красной глины, и сама яма точно такого же цвета! То есть ее явно специально заливали тем же самым грунтом, не оставляя никаких следов…
Пока верстался этот номер, мы связались с археологами, которые проводили вскрытие соседних могил. Однако (что за мистика!) плотность грунта такая, что лопата отскакивает!
У самих археологов уже складывается первое впечатление по этому могильнику: сородичи явно боялись тех, кого хоронили. Но почему? Сказать трудно…
Комментарии