В Беларуси рыбак нашел топор XI века
Рыбак из Борисова нашел у деревни Большая Ухолода боевой топор XI века. Об этом сообщает газета "Адзінства".
В один из весенних дней 2013 года житель города Николай рыбачил на Березине юго-восточнее Большой Ухолоды. Переходя с места на место, он изредка бросал взгляд на песчаные берега, подмытые весенним паводком. В одном месте на излучине реки внимание привлек ржавый металлический предмет, который при ближайшем рассмотрении оказался топором.
Сначала рыбак не придал находке значения. А позже, побродив по сайтам в интернете, сделал оригинальный вывод о принадлежности артефакта к эпохе викингов. Спустя время топор вместе с иными находками – наследием войны 1812 года – он передал краеведческому центру Борисовской центральной районной библиотеки им. И. Х. Колодеева.
В атрибуции артефакта помог разобраться заведующий отделом Института истории НАН Беларуси кандидат исторических наук доцент Вадим Кошман. Осмотрев находку, археолог высказал предположение, что это топор времен Древней Руси, но явно не воинственных скандинавов.
А вскоре Вадим Иванович, который показал фото находки своему коллеге, специалисту по древнерусскому вооружению Николаю Плавинскому, сообщил, что топор боевой и датируется XI веком.
В те стародавние времена топор занимал значимое место в вооружении княжеского дружинника, в первую очередь – пехотинца. В зависимости от ситуации он мог выступать одновременно в двух ипостасях – как военное оружие и как орудие труда.
У найденного боевого топора малый вес – до 500 г, небольшая длина и ширина лезвия. Однако нужно учитывать, что тяжелые, массивные топоры, какие мы привыкли видеть в исторических кинолентах и особенно фильмах жанра "фэнтези", – выдумки режиссеров, пишет издание.
Даже "широколезвийные" топоры викингов хоть и превосходили размерами славянские, но ненамного. Ведь в походе каждый пехотинец в отличие от всадника нес вооружение на себе. Да и отмахать тяжелой секирой без устали несколько часов – дело нереальное.
В гуртовой стычке ближнего боя побеждал умелый, маневренный воин, у которого топорик превращался в грозное оружие.
Находка из Большой Ухолоды относится к типу топоров, у которых ось обушного отверстия проходит не под прямым, а под острым углом к осевой линии лопасти. Такая конструкция при скошенном и обращенном вниз лезвии компенсировала сравнительно малый вес, дополнительно повышая боевую мощь.
Археологи предполагают, что происхождение топора данного типа, а также с удлиненным лезвием – славянское. Начиная с Х века рубящее оружие получило широкое распространение на просторах Древнерусского государства. Изобретение заимствовали соседние народы. Подобные топоры обнаружены в Волжской Болгарии, Скандинавии, Польше, Чехии и Прибалтике.
Комментарии