Поиск по сайту

Тайна гибели Юрия Гагарина


22.07.2015 0 14341
космос, Юрий Гагарин

Гибель первого космонавты планеты Юрия Алексеевича Гагарина до сих пор вызывает кривотолки и обросла огромным количеством мифов.

И все же правда о гибели Гагарина потихоньку просачивается сквозь завесу секретности.

Последние полеты 1967 года с инструктором Юрий Гагарин совершил 27 ноября, а 2 декабря подал рапорт генерал-майору Николаю Федоровичу Кузнецову, в котором просил временно освободить его от обязанностей заместителя начальника по летно-космической подготовке для работы над дипломным проектом и его защиты.

Смертельное пике

Тренировочные полеты Юрий Гагарин возобновил 13 марта 1968 года. 27 марта должен был состояться «зачетный» полет, после которого Юрий Алексеевич получал допуск к самостоятельному пилотированию на самолете МиГ-17.

Утро на подмосковном военном аэродроме Чкалов-ский начиналось как обычно. Первым ушел в небо разведчик погоды. Юрий Гагарин занял место в передней кабине «спарки» с бортовым №18. Инструктор, полковник Владимир Сергеевич Серегин - в задней. Радиообмен позывного 625 с руководителем полетов, судя по сохранившимся записям, был четким и кратким.

В 10:22 Юрий Гагарин по указанию руководителя полетов перешел на третий канал связи. Задание на полет было простым - упражнение №2 Курса боевой подготовки истребительной авиации (КБП ИА-67), то есть одно из самых начальных упражнений курса: пилотаж в зоне с выполнением виражей, витков малой спирали, пикирований, боевых разворотов, бочек, полета на эволютивной скорости (минимальной скорости горизонтального полета).

Вскоре последовал доклад Гагарина: «625-й задание в зоне двадцать закончил, прошу разрешения на разворот на курс 320». «625-й, разрешаю», - ответил руководитель. «Понял, выполняю», - сказал Гагарин. После этих слов в 10:30 радиообмен прекратился, ни на какие запросы 625-й больше не отвечал.

Когда стало ясно, что горючего на самолете Гагарина и Серегина остается все меньше и вернуться им будет проблематично, тревога охватила всех. Из Центра подготовки космонавтов вызвали Николая Каманина. Последовала команда срочно готовить и поднять в воздух два транспортных Ил-14. Потом - четыре вертолета Ми-4. И вот в 14:50 командир одного из вертолетов доложил: «Южнее поселка Новоселово, в лесу видна большая воронка, дым и пожар».

Каманин с собравшимися на аэродроме генералами немедленно вылетели на место падения МиГа. Вот что позднее записал Николай Петрович в своем дневнике:

«На полях и в лесу лежал еще не тронутый оттепелью глубокий снег, лишь кое-где просматривались небольшие проталины - обстановка для поиска белых куполов парашютов была очень сложной (в полете я еще надеялся, что экипаж катапультировался). <...> Наш вертолет сел на опушке леса метрах в 800 от места падения самолета. Глубина снега была более метра, при каждом шаге ноги проваливались, идти было очень трудно. <...> Самолет упал в густом лесу, скорость в момент удара о землю была 700-800 километров в час.

Двигатель и передняя кабина ушли в землю на 6-7 метров. Крылья, хвостовое оперение, баки и кабины разрушились на мельчайшие части, которые были разбросаны в полосе 200 на 100 метров. Многие детали самолета, парашютов, одежды пилотов мы находили на высоких сучьях деревьев. Через некоторое время обнаружили обломок верхней челюсти с одним золотым и одним стальным зубом. Врачи доложили, что это челюсть Серегина. Признаков гибели Гагарина не было, но и надежды на его спасение катастрофически падали».

Второй осмотр места падения позволил обрести уверенность: космонавт погиб вместе со своим инструктором. Обнаруженные фрагменты тел и одежды пилотов доставили в Москву, где уже к вечеру кремировали - две урны с прахом были выставлены для прощания в Краснознаменном зале Центрального дома Советской армии.

У современных исследователей давней трагедии возникает резонный вопрос: зачем было спешно кремировать останки? Ответ прост: информация об авиакатастрофе прошла в средства массовой информации утром 28 марта, до завершения второго осмотра, и страна хотела подобающе проститься с героем.

Версии трагедии

В тот же день для выяснения обстоятельств авиакатастрофы была создана Правительственная комиссия, которую возглавил Дмитрий Федорович Устинов, занимавший должность секретаря ЦК КПСС.

Прежде всего были определены обстоятельства катастрофы. Первое - самолет перед ударом о землю был целым. Второе - двигатель самолета работал в момент удара на оборотах, достаточных для горизонтального полета. Третье - летчики не пытались катапультироваться. Четвертое - летчики были в рабочем состоянии.

Пятое - судя по двум кабинным часам и наручным часам пилотов, катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50 секунд после последнего радиообмена. Дополнительно было подтверждено, что Юрий Гагарин и Владимир Серегин находились в самолете абсолютно трезвыми - последний раз они выпивали 25 марта, на пятидесятилетии замполита Центра подготовки космонавтов, но в меру, и рано покинули торжество.

Намного сложнее оказалось установить состояние МиГа, его двигателя и оборудования во время самого полета. Тем не менее научные методы расследования в авиации уже тогда достигли высокого уровня, и было доказано, что все системы функционировали в пределах нормы до разрушительного удара о землю. Не менее строго изучалась возможность столкновения с птицами, другим самолетом, шаром-зондом, запускаемым для получения данных о состоянии атмосферы. Версии о столкновении были отвергнуты.

Так что же могло произойти в полете? Что стало причиной катастрофы?..

Гипотеза Белоцерковского

В марте 1987 года профессор Сергей Михайлович Белоцерковский и летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов, участвовавшие в расследовании, выступили со своей версией авиакатастрофы, унесшей жизнь Юрия Гагарина.

Они сообщили, что группа специалистов по динамике полетов Военно-воздушной инженерной академии имени Николая Жуковского произвела ряд расчетов, дублируя их в двух организациях. С помощью моделирования удалось восстановить наиболее вероятный ход событий.

Получив разрешение от руководителя полетов на возвращение, Гагарин должен был сделать разворот с курса 70 на курс 320 со снижением. При этом полет проходил между двумя слоями облачности при отсутствии видимости естественного горизонта. Далее случилось нечто неожиданное, и МиГ оказался на закритическом режиме в положении отвесного пикирования.

Тут возможны три причины.

Первая причина - при подходе к верхней границе нижнего слоя облачности, который был весьма «рваным», с «языками» облаков, пилоты могли принять такой «язык» за препятствие. Нельзя исключить, что там действительно возникло какое-то препятствие - например, стая птиц. Резкое сближение могло привести к маневру и сваливанию МиГа.

Вторая причина - попадание в след пролетевшего самолета. С конца крыла у каждого летательного аппарата сбегают так называемые «концевые» вихри. Авиаторы хорошо знают, что при полете строем или при дозаправке в воздухе нельзя попадать в сферу их действия -иначе возникает столь мощное воздействие закрученного потока, что справиться с ним трудно: самолет уходит в резкий крен и сваливание.

Третья причина -восходящий вертикальный поток воздуха, который мог изменить характер обтекания МиГа при горизонтальном полете.

Вполне могло иметь место сочетание двух или всех трех перечисленных факторов.

Подводя итог, можно попытаться воссоздать картину, разыгравшуюся на последней минуте полета МиГа-15УТИ. Доложив руководителю о выполнении упражнений в зоне и получив разрешение на возвращение, Юрий Гагарин после нисходящей спирали начал сразу же выполнять разворот. Вблизи верхней границы нижнего слоя облаков самолет испытал одно из вышеназванных воздействий, что привело к сваливанию на крыло.

Оказавшись в сложнейшей ситуации, оба летчика не только не растерялись, но и сделали все возможное для спасения. В течение нескольких секунд Юрий Гагарин и Владимир Серегин, сохраняя согласованность действий, боролись за жизнь, выводя самолет из пикирования, хотя и находились под воздействием значительных перегрузок. Им не хватило двух сотен метров высоты - двух секунд полета!

Сравнительно недавно Алексей Леонов сделал заявление, в котором сообщил: можно быть уверенным в том, что причиной сваливания МиГа стал все-таки посторонний истребитель-перехватчик Су-15, случайно вошедший в зону маневрирования. Леонов утверждает, что пилот, управлявший истребителем и нарушивший регламент полетов, жив, однако имя его назвать отказался.

Антон ПЕРВУШИН



Комментарии
omForm">
avatar