Борьба с русским пьянством
30.11.2015 0 4932
В этом году исполнилось 30 лет с начала самой известной антиалкогольной кампании — горбачевской. Она получила это название, потому что началась через два месяца после прихода Михаила Сергеевича к власти.
Считается, что эта попытка усмирить зеленого змия оказалась не просто тщетной, но и стала одной из главных причин крушения некогда великой страны. Посему любая борьба с неумеренным потреблением горячительных напитков в России якобы обречена на провал...
Русское пьянство: мифы и реалии
Большинство людей — как в нашей стране, так и на Западе — считает, что на Руси пили всегда и пили много. Даже русское слово zapoi стараниями Пола Мартина — специалиста по поведенческой биологии из Кембриджского университета — вошло в английский язык и используется в научной литературе.
Действительно, у иностранцев, посещавших Россию, были основания придерживаться подобного мнения. Они же бывали в основном в богатых домах на пирах, а по русской традиции гостя нужно накормить до отвала и напоить до потери чувств. Вот хозяева и старались. На старорусских пирах, например, было 9 подач: 3 — вин, 3 — красных медов и 3 — белых медов.
Но простой народ пил мало и редко. Ситуацию не изменило и появление в XV веке водки — напиток был слишком дорогим. Так что до XIX века, когда наладили массовое производство дешевой водки, Россия такой проблемы, как алкоголизм, не знала.
Беда пришла не только с появлением доступной «беленькой», но и с распадом крестьянской общины, массовым переселением землепашцев в города. К началу XX века среднестатистический подданный Российской империи выпивал 3 литра алкоголя в год.
Запомним эту цифру.
Борьба с пьянством на государственном уровне началась в 1914 году — с вступлением империи в Первую мировую войну: высочайшим указом продажу спиртного запретили на время мобилизации. Через месяц Николай действие запрета продлил «вплоть до окончания военного времени».
И совершил при этом недопустимую ошибку, дополнив второй указ распоряжением «Об исключительном праве продажи для ресторанов первого разряда и аристократических клубов». Выходило, что богатым пить можно, несмотря на военное положение, а простому народу — нет.
Антиалкогольная листовка в дореволюционной России
Глупо было бы искать причины Октябрьской революции исключительно в этом документе. Однако надо признать: сухой закон 1914 года нанес серьезный удар по экономике империи. Были закрыты сотни спиртовых заводов, работу потеряли 300 тысяч рабочих, казна лишилась водочных акцизов.
Парадоксально, но царский указ был отменен уже большевиками в 1923 году, которые, правда, при этом ввели государственную монополию на продажу спиртного. Постановление о возобновлении торговли спиртными напитками в СССР подписал председатель СНК СССР Алексей Рыков, и разлитую в бутылки водку сразу же окрестили «рыковкой».
Одеколон с двух
И все же большевики, вернее, их последователи вступили в схватку с зеленым змием. Вопреки распространенному мнению, инициатором кампании был не Горбачев, а члены политбюро Лигачев и Соломенцев. По их мнению, причиной стагнации экономики являлся массовый алкоголизм.
Отчасти это справедливо, потому что в 1985-м советский гражданин в год потреблял алкоголя больше, чем житель почившей империи в начале века. Горбачев со товарищи намеревался победить пьянство жесткими запретительными мерами. Закрылось большинство точек по продаже алкоголя, а те, что остались, работали в сокращенном режиме — с 14:00 до 19:00.
Одеколон тоже стали продавать с 14:00. При этом руководство страны делало упор на то, что перестройка устроена с целью «раскрепощения творческой энергии граждан», которую алкоголь угнетает.
Творческая энергия на самом деле проснулась. Появились куплеты:
На недельку, до второго,
Закопаем Горбачева.
Откопаем Брежнева —
Будем пить по-прежнему.
Алкоголь по талонам вызвал огромные очереди в винные магазины
Положительные результаты у горбачевской кампании вроде как были. По крайней мере — официальные. Так, потребление алкоголя снизилось до уровня начала XX века, увеличилась продолжительность жизни (мужчин — на 3,2 года), выросла рождаемость — в 1987-м на свет появилось на 600 тысяч детей больше, чем в предыдущем году.
Но при этом по всей стране люди стояли в огромных очередях за ставшими дефицитом водкой, сахаром, дрожжами. Расцвело самогоноварение. Люди стали пить суррогаты и то, что пить просто смертельно опасно — например, жидкость для мытья окон. По оценкам экспертов, на эти «заменители» приходилось до трети всего потребляемого в СССР алкоголя.
В Крыму и на Кавказе вырубили ценные виноградники: многие сорта оказались навсегда утеряны. Наконец, в СССР появилась настоящая водочная мафия. В результате власть признала поражение — в 1988 году кампания была свернута. Однако идея отучить страну от водки не канула в Лету.
Проблема с самогонщиками
«Аккуратно, но настойчиво»
В начале 2010-х в России была запущена кампания по снижению уровня алкогольной зависимости. Надобность в подобном шаге давно назрела: на тот момент россиянин выпивал в год уже в восемь раз больше, чем прадед в 1900-м и отец в 1988-м. Однако, в отличие от горбачевских времен, власть стала действовать «аккуратно, но настойчиво»: о запрете производства и продажи алкоголя речи не было.
В настоящее время введен запрет на рекламу алкогольных напитков в СМИ. Пивоварам, телевизионным боссам и чиновникам от спорта удалось лишь добиться послаблений на время спортивных (!) трансляций. Запрещена продажа горячительного в ночное время, алкоголь нельзя продавать вблизи школ, досуговых центров, спортивных сооружений и так далее.
Власть декларирует главную задачу — снижение показателя ежегодного потребления алкоголя на душу населения до 8 литров к 2020 году и полное уничтожение рынка нелегального алкоголя.
Есть ли результаты? В 2014 году россияне выпили алкоголя примерно на 13% меньше, чем в предыдущем году. При этом доля потребляемой водки впервые с момента распада СССР снизилась до уровня менее 50%. Люди стали пить больше вина. Опять же — виноградники не вырубают, одеколон — когда хочешь.
Вера, надежда, любовь
Хочется думать, что на сей раз власть имущие поняли: одними запретительными мерами с зеленым змием не справиться. Не только отечественный опыт тому свидетельство. Так, введенные в свое время в странах Скандинавии жесткие ограничения на продажу спиртного привели к росту контрабанды и торговле рецептами спиртосодержащих лекарств.
Кстати, был у России и свой весьма удачный опыт борьбы с пьянством. Во время правления Александра II водку потеснил чай. Власть предоставила чайным небывалые льготы — низкий налог и право на почти круглосуточную работу: чайные открывались в 5 утра. Как писал историк кулинарии Вильям Похлебкин, «там, где возникают народные чайные, все меньше и меньше чувствуется влияние кабака».
И все же чай — не панацея. Но что нужно нашему человеку, чтобы он не пил? Думается, рецепт не так уж и мудрен.
Современная антиалкогольная социальная реклама
Во-первых, дело. Это не просто запись в трудовой, место в конторе или на заводе. Человек должен видеть результаты своего труда (в том числе и материальные), ощущать себя нужным — семье, государству.
Во-вторых, спорт (или, как раньше говорили, физкультура). Бесплатный и доступный. Не у всех есть деньги на дорогие фитнес-клубы, нужны спортивные площадки во дворах, спортивные объекты, куда сможет прийти каждый желающий, привести с собой детей.
Наконец, у человека должна быть вера в будущее. Не в сусальное, преподнесенное велеречивыми чиновниками, а в то, что он создает собственными руками. Человек должен видеть свет впереди, а не пропасть в паре шагов.
Если три названных вектора сойдутся в одной точке и всякий гражданин поймет, что трезвым жить не просто интереснее, но и выгоднее, вырубленных виноградников и революционных матросов, штурмующих винные склады, Россия больше не увидит никогда. Хочется в это верить.
Мария ЖУКОВА-ГЛАДКОВА
Комментарии