Секта хлыстов или христововеров в истории России
09.11.2014 0 17110
Христововеры, или хлысты, на рубеже XIX-XX веков в России представляли собой значительную силу. О том, что хлыстовские общины оказывали весьма заметное влияние на российскую действительность на всем огромном пространстве Российской империи, свидетельствуют и архивные материалы Отдельного корпуса жандармов.
Известно, что именно к хлыстовской секте принадлежал «святой старец» Григорий Распутин (Новых), сыгравший немалую роль в дискредитации членов царской семьи и последующем падении русской монархии.
Христововеры (они же хлысты, «люди Божьи») - одна из форм старого русского сектантства, возникшая в центральных российских губерниях во второй половине XVII века. Основателем секты считается костромской крестьянин Данила Филиппов.
Хлысты отвергали главенство Русской православной церкви во имя авторитета Святого Духа, чем выражали протест против ее идеологического засилья в обществе. Сектанты объединялись в общины («корабли») во главе с «христами» и «богородицами». Их моления (радения) представляли собой коллективные пляски с «хождением в духе», с самобичеванием и впадением в экстаз.
Характерная черта христововерия - строжайший аскетизм в быту и пище и отказ от церковного и государственного брака. При этом мужчины-хлысты имеют «духовных жен», которые даются им «христами» или «пророками» на радениях. Хлысты всегда поощряли все формы внебрачных отношений мужчин и женщин, в том числе и «свальный грех» (по-современному - групповой секс). Согласно учению хлыстов, плотские связи «духовного мужа» и его «духовных жен» не составляют греха, ибо здесь проявляется уже не плоть, а духовная любовь («христова любовь»).
История преследования хлыстовской секты официальной российской властью уходит своими корнями в середину XIX века, когда в «Уложение о наказаниях» Российской империи был введен специальный Раздел II «О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений». Принадлежность к сектам влекла за собой уголовную ответственность, в том числе лишение всех прав состояния и ссылку в отдаленные провинции государства.
«Христианский коммунизм»
Для многих станет неожиданностью, что рассекреченные ныне архивные материалы об истории РСДРП(б) дают нам интереснейшие факты, говорящие о том пристальном интересе, который в начале XX века основатели большевизма проявляли к сектантской идеологии. Оказывается, еще в 1902 году Владимир Ульянов, который уже в то время стал одним из лидеров русских социал-демократов, дал поручение своему соратнику Владимиру Бонч-Бруевичу (впоследствии крупному советскому ученому и партийному деятелю) собрать материал о российских православных сектах и об их учениях.
Задание вождя было выполнено, о чем Бонч-Бруевич впоследствии в своих трудах писал так: «Сектанты нашему товарищу очень понравились. Он ими прямо очарован и говорит, что совсем иначе представлял себе русских сектантов... Они удивительно терпимы и находят, что революция в России неизбежна, и чем скорее она произойдет, тем лучше...». В этом - ключ к аграрной политике партии: путь социал-демократов в деревню лежит через давно существующие там «прекрасные сектантские организации»..
Из всех русских сект Владимиру Ильичу особенно симпатичными показались хлысты, о которых Бонч-Бруевич писал: «Эта секта наиболее воинственная по своим воззрениям, наиболее сплоченная и организованная... Хлыстовская тайная организация, охватившая огромные массы деревень и хуторов юга и средней части России, ныне распространяется все сильней и сильней... С политической точки зрения хлысты потому заслуживают нашего особого внимания, что являются страстными ненавистниками всего, что исходит от начальства, т.е. правительства».
На знаменитом II съезде РСДРП в 1903 году, на котором произошло разделение РСДРП на большевиков и меньшевиков, Ульянов зачитал подготовленный Бонч-Бруевичем доклад под названием «Раскол и сектантство в России». В советское время сам факт такого выступления Владимира Ильича тщательно скрывался партийными историками, и понятно почему.
Ведь в этом докладе будущий вождь мирового пролетариата отметил в хлыстовской идеологии немало моментов, совпадающих с марксизмом, и в первую очередь «уничтожение частной собственности и буржуазного института семьи». Показательно, что после знакомства лидеров русского хлыстовства с «Манифестом коммунистической партии» эту книгу в среде сектантов долгое время называли не иначе как «Евангелие от Маркса».
Неудивительно, что после Октябрьского переворота согласно декрету от 2 февраля 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» оказались легализованы многочисленные российские секты, в том числе и христововеры. Впрочем, законодательный запрет на деятельность хлыстовских общин в нашей стране был восстановлен при Сталине в 1929 году. С этого момента лидеры христововеров снова перешли на нелегальное положение - так же, как это с ними было при царском режиме. Большинство из них были выявлены агентурой НКВД и впоследствии расстреляны. Однако не так давно из архивных источников стало известно, что некоторым из хлыстовских пророков удалось проработать в подполье вплоть до середины XX столетия.
«Государство без любви»
В течение 1949-1952 годов в Куйбышевском (ныне Самарском) областном суде прошла серия закрытых судебных процессов, на которых рассматривались дела членов религиозной секты христововеров (хлыстов), действовавшей на территории Куйбышевской и Чкаловской (ныне Оренбургской) областей в нелегальных условиях. По данным НКВД-КГБ, с начала 1930-х годов общая численность хлыстовской общины в Среднем Поволжье колебалась от 100 до 200 человек.
В 1949 году, когда сектой вплотную занялись органы госбезопасности, ее духовным наставником (пророком) был 47-летний Александр Стрельников. До этого он в течение 20 лет жил в Куйбышеве на нелегальном положении, постоянно переезжая с одной квартиры своих единомышленников на другую. А таковых в те годы было достаточно много и в областном центре, и в районах.
Во главе поволжских хлыстов, по данным следствия, Стрельников оказался после того, как в 1946 году был арестован и умер в лагере 65-летний Владимир Чернов - предыдущий руководитель секты, до этого тоже длительное время находившийся на нелегальном положении. Как выяснилось, Чернов приобщился к учению христововеров еще в 1904 году, а к началу 1920-х годов он получил большую известность в своей среде, что позволило ему стать хлыстовским пророком всех общин Поволжья.
В ходе расследования дела Александра Стрельникова органами госбезопасности было установлено, что «подсудимый, будучи враждебно настроенным к существующему в СССР строю, не занимался общественно-полезным трудом, а на протяжении 1946-1950 годов создавал антисоветские группы сектан-тов-хлыстов и руководил ими».
Также в материалах дела записано, что «Стрельников вовлекал в секту молодых женщин, с которыми затем сожительствовал. Это обстоятельство подтверждается как признаниями самого подсудимого, так и показаниями этих женщин, членов его секты».
На суде в качестве вещественных доказательств демонстрировались антисоветские труды Стрельникова, которые им были написаны в период 1930-1940-х годов. Но главным пунктом обвинения стал тот факт, что лидер сектантов именовал себя не иначе как последователем В.И. Ленина. По его словам, вождь мирового пролетариата был сторонником слияния марксистского и христианского учений, однако по причине ранней смерти так и не смог довести свою идею до практического воплощения.
А пришедшие вслед за Лениным руководители государства, по мнению Стрельникова, не только не развили учение своего вождя, но и превратили СССР в государство, в котором «нет человеческой любви». У такого государственного строя, предрекал пророк, отсутствует будущее, и потому его рано или поздно ждет неминуемый крах.
Судебная коллегия в конце слушания дела признала, что за свою антисоветскую деятельность подсудимый вполне заслуживает расстрела. Однако из-за того, что в СССР в тот момент была отменена смертная казнь, Стрельникова приговорили «всего лишь» к 25 годам заключения без конфискации имущества, в связи с отсутствием у него такового. Затем в течение последующих трех лет по «делу хлыстов» в общей сложности было осуждено еще около двух десятков христововеров, проживавших в городах и селах Куйбышевской и Чкаловской областей.
После смерти Сталина и начала хрущевской оттепели большинство осужденных по этим делам признали «узниками совести». Они были реабилитированы и получили свободу. Последним из них из-за колючей проволоки вышел Александр Стрельников, который скончался в Куйбышеве в 1962 году.
Валерий ЕРОФЕЕВ
Комментарии