История туалетной бумаги
09.04.2016 0 19084
Даже такой «неудобный» предмет, как туалетная бумага, имеет свою интересную историю. Чем ближе к нашему времени, тем требовательнее становился человек к вопросам личной гигиены. И порой это приводило к удивительным последствиям.
Древние римляне переняли идею туалетов у греков и превратили их в места общего пользования. В 315 году до нашей эры в Риме было 144 общественных туалета.
За их посещение взималась небольшая плата. Римские городские уборные имели разные помещения для мужчин и женщин, но «посадочные места» не разделялись кабинками.
Туалеты считались подходящим местом для встреч, и римляне не чувствовали смущения, беседуя там с друзьями. По трем стенам стандартного помещения обычно располагались 10-20 человек. Нечистоты попадали в стоки под сиденьями, где смывались проточной водой.
Дважды изобретенная
Для гигиенических целей римляне использовали закрепленную на деревянных палочках средиземноморскую губку, представлявшую собой эластичный пористый материал. Перед использованием губку споласкивали в проточной воде, которая текла по желобу перед сиденьями.
За пределами городов некоторые римляне пользовались мхом (это было установлено при раскопках туалетов в римском форте Берсден в Шотландии). Мох оставался популярным и в Средние века наряду с сеном и соломой, запасы которых были обнаружены археологами возле туалетов в замках и монастырях Западной Европы. Это, конечно, довольно грубые материалы, но они были явно гигиеничней римской губки, так как использовались однократно.
Китайцы, как известно, изобрели бумагу. Они же стали использовать и первую настоящую туалетную бумагу. В 1391 году для императорского двора стали поставлять ежегодно 720 тысяч листов туалетной бумаги для придворных, а также 15 тысяч листов специальной мягкой и душистой бумаги размером 8x8 сантиметров только для членов семьи китайского императора.
В 1857 году туалетную бумагу заново изобрели Джеймс Олкок в Англии и Джозеф Гайетти в США. Замечательное новшество Олкока едва не разорило самого промышленника: чопорные англичане и англичанки стеснялись спрашивать в магазине столь низменную принадлежность.
И в 1880-е Олкоку пришлось нарезать бумагу листами и упаковать в коробку, на которой, чтобы не отпугивать возможных покупателей, было написано: «Бумажные бигуди».
Мистер Джозеф Гайетти продавал свой товар в собственном магазине на Манхэттене. Бумага тоже была упакована в коробки по тысяче листов в каждой и стоила по тем временам довольно дорого - целый доллар. Гайетти очень гордился своим изобретением, поэтому каждый лист бумаги был снабжен водяным знаком с именем и фамилией производителя.
Имя конкретного человека, придумавшего сворачивать туалетную бумагу в рулон, история не сохранила. Известно только, что впервые такие рулоны стала выпускать промышленными партиями американская бумажная фабрика Scott Paper в 1890 году.
В Европе первым наладил производство рулонной туалетной бумаги немецкий промышленник Ханс Кленк. В 1928 году он создал в Германии фирму и назвал ее «Хакле», соединив первые буквы своих имени и фамилии. Предприимчивый немец придумал, как поступить, чтобы люди перестали смущаться, делая покупку.
Слоган его фирмы звучал так: «Просите "Хакле", и вам не придется произносить слова "туалетная бумага"». Было также придумано важное нововведение - на рулонной ленте нанесли перфорацию для удобства пользователей.
Последним по времени изобретением, связанным с туалетной бумагой, стало изобретение бумаги из двух и трех слоев. Сейчас ежегодно в мире выпускается 30 миллиардов рулонов бумаги, то есть по 4-5 штук на каждого живущего на Земле человека.
Пропагандистская уловка
А теперь самое время рассказать о человеке, который, скорее всего, внес вклад в прекращение Первой мировой войны. Это сделал американец Гарри Рейхенбах. Он был гениальным рекламистом, работал промоутером первых немых фильмов и цирков шапито.
Во время Первой мировой войны изобретательный Гарри разработал и претворил в жизнь великолепную пропагандистскую схему. По его задумке были отпечатаны листовки, которые разбрасывались с аэропланов над немецкими окопами.
В листовках говорилось, что каждый немецкий солдат, предъявивший эту листовку при сдаче в плен, будет получать довольствие по офицерским нормам. На обратной стороне листовки перечислялись конкретные преимущества: ежедневный мясной рацион, сигареты и 24 листа туалетной бумаги.
За годы войны над вражескими позициями было разбросано свыше 45 миллионов таких листовок. Тысячи рядовых немцев воспользовались заманчивым предложением и сложили оружие.
Командование германских войск было вынуждено издать приказ, по которому каждый солдат, поднявший бумажку на боевых позициях, отдавался под суд. Военный трибунал, как правило, приговаривал нарушителя приказа к расстрелу. Уникальная схема Рейхенбаха сработала еще и потому, что немецкие солдаты сильно страдали как раз от отсутствия туалетной бумаги: ее использование в Германии уже в те годы было широко распространено.
Если бы Гарри Рейхенбах работал пропагандистом у немцев, то, по крайней мере, для русских солдат этот аргумент не сработал бы. Они понятия не имели, что такое туалетная бумага, для известных целей пользуясь чем придется.
Впервые туалетную бумагу солдаты российской армии получили в качестве вещевого довольствия почти 100 лет спустя: только с 2006 года военнослужащим стали ежемесячно выдавать один рулон туалетной бумаги длиною 50 метров.
Для сравнения упомянем, что в период Второй мировой войны американские солдаты туалетную бумагу уже имели. В 1944 году правительство США представило к награде за патриотизм компанию Kimberly-Clark, обеспечившую бесперебойную поставку такой бумаги для солдат.
Дела российские
Достоверно известно, что туалетную бумагу начали выпускать на Руси аж в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче. Правда, исключительно для нужд царской семьи. Никакими подробностями, касающимися этого удивительного факта, историки не располагают.
Можно лишь предположить, что речь идет о писчей бумаге, изготовленной кустарным способом, которую на Руси производили небольшими партиями уже начиная с середины XVI века. Такая бумага, нарезанная квадратами и пропитанная благовониями, возможно, и приобретала статус туалетной.
В то же время остальное население и слыхом не слыхивало ни о какой бумаге, тем более туалетной. Богатеи использовали зимой шерстяные очесы, а летом - лопухи. Бедняки на зиму заготавливали подсушенный мох.
С начала XIX века, когда в мире наступила эпоха газет, состоятельные сословия в России начали выписывать или покупать газеты, используя их сперва для информации, потом - для гигиены.
В первое десятилетие XX века туалетную бумагу привозили из-за границы для обитателей Кремля и для гостиниц, принимающих иностранных туристов. Свое первое знакомство в парижском туалете с туалетной бумагой Владимир Маяковский описал в стихотворении «Парижанка»: непонятное слово «пипифакс» не знали почти все его читатели.
Производить свою туалетную бумагу в России пробовали еще в 1930-е годы. Но только в 1969 году дело впервые было поставлено на поток. Правда, новая продукция натолкнулась на нулевой спрос - советские люди понятия не имели, для чего нужны рулоны бумаги, и не покупали их.
Зато после мощной рекламной кампании в кино-журналах и бесплатной раздачи рулончиков на крупных заводах и фабриках успех нового товара превзошел все ожидания. Туалетная бумага продавалась только в Москве и Ленинграде, но даже там заветные рулончики были хроническим дефицитом еще несколько десятилетий.
Тем не менее и сейчас, по данным статистики, российский уровень потребления туалетной бумаги еще только приближается к общемировому. А от европейского отстает почти в 10 раз.
Генрих ТУМАРИНСОН
Комментарии