Франциск Ассизский: Воинствующий бессребреник
18.10.2014 0 4690
Он был сыном весьма богатого коммерсанта, но все свое имущество без сожаления и надежды на благодарность отдавал незнакомым людям и строителям храмов...
Явный и тайный благотворитель
В крипте нижней базилики монастыря Сакро-Конвенто в Ассизи (Италия) погребен прах Франциска Ассизского (1182-1226 годы). Он известен в мире как святой Франциск, учредитель названного его именем католического нищенствующего ордена францисканцев (или миноритов).
Франциск Ассизский через два года после кончины был причислен к лику святых и объявлен покровителем Италии. При погребении тело святого было помещено в бронзовую урну, которую, в свою очередь, поместили в каменной усыпальнице.
Его имя при рождении - Джованни Франческо. Он был сыном Пьетро де Бернардоне деи Морикони, известного в округе торговца шелком, который в знак удачных коммерческих сделок во Франции (оттуда была родом Пика, мать Джованни) назвал новорожденного Франческо, т.е. «француз», надеясь на то, что оно принесет сыну богатство.
К удивлению и негодованию отца, Джованни без сожаления расставался с богатством, чем и обрел известность как жертвователь и бессеребреник, а затем как восстановитель бедствующих церквей, странствующий проповедник и составитель уставов для трех нищенствующих орденов. В каждой этой ипостаси он неизменно проявлял себя как добросердечный и сострадательный человек, абсолютно не надеявшийся на вознаграждение за свои добродетели.
3 узла и 53 истории
Весьма аскетично оформленная гробница святого Франциска отражает дух этих орденов. Грубый неотесанный камень символизирует укрощение гордыни, одну из трех идей, которым поклонялись члены ордена. Их грубая одежда, увенчанная капюшонами, была подпоясана веревкой, завязанной тремя узлами, которые означали бедность, послушание и безбрачие.
По одной из 53 историй в жизнеописании, названном «Цветочки Святого Франциска» (I Fioretti di San Francesco), однажды на вопрос друга, не о женитьбе ли тот задумался, Джованни ответил, что выбрал себе такую невесту, которая сможет достаться только ему, но никто не догадывался, что речь идет о бедности - согласно известному наставлению Иисуса Христа: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха...» (Матф. 10: 9-10).
Он без сожаления расставался с деньгами, отдавая их порой первому встречному нищему. При требовании отца вернуть ему деньги, вырученные при продаже материи, в придачу к кошельку Франциск отдал всю одежду, оставшись полностью обнаженным.
Он посвятил свою жизнь обездоленным и страдающим, нищим и больным. Принято считать, что Франциск Ассизский стал первым стигматиком: в 1224 году на его теле появились кровоточащие раны, олицетворяющие раны Христа, полученные при распятии.
Свечи, камень, орнамент
Шесть свечей у могилы святого Франциска символизируют шесть фигур внизу распятия на иконе в церкви Святого Дамиана, где, по преданию, святой Франциск получил главное благословение от Всевышнего. Исследователи отождествляют их со святыми Дамианом, Руфином, Михаилом, Иоанном Крестителем, Петром и Павлом. Все эти святые - покровители церквей в окрестностях Ассизи. В честь святого Дамиана была освящена церковь, где находилось это распятие, а святой Руфин был небесным покровителем Ассизи.
Окружившая прах святого толстая каменная кладка скрывает его от глаз. В этой сокровенности заложены черты характера Франциска, который творил добрые деяния, получая духовные наставления от Всевышнего и противопоставляя их жестоким нравам эпохи Крестовых походов и духовного кризиса церкви.
Так, он собственноручно отреставрировал три церкви (святого Дамиана, святого Петра и Божией Матери Ангельской) и проповедовал Евангелие в среде сарацинов (в 1212 и 1214-1215 годах) в Сирии и Марокко, отправлял братьев по вере в Германию, Венгрию, Испанию, Францию, Сирию, Марокко и даже к султану Египта Мелек-эль-Камелю в 1219 году, от которого получил охранную грамоту. Учитывая, в том числе, и эти факты, 16 июля 1228 года папа римский Григорий IX, который был лично знаком с Франциском, причислил его к лику святых.
Камень, забранный решеткой, - намек на то, что в период, предшествующий духовному перерождению, Франциск был пленен, когда участвовал как рыцарь в междоусобных сражениях, в частности, в войне против Перуджи в 1202 году.
В плену, продолжавшемся год, он сохранял силу духа и верил в то, что будет выкуплен отцом, а также в то, что и судьбы его товарищей по темнице сложатся благополучно. Там же, в плену, он услышал Божественное слово, призвавшее его отказаться от рыцарской карьеры и вернуться в Ассизи, где он получит дальнейшее указание о миссии.
Единственный орнамент, присутствующий на могиле святого Франциска, - цветочный. Он намекает на название главного свода историй о нем, в котором документальные свидетельства членов ордена перемежаются с фольклором, - уже упомянутой Fioretti di San Francesco, названной историками итальянским флорилегием о различных удивительных, чудесных, поучительных и благочестивых случаях из жизни святого Франциска Ассизского.
Мир природы и высокие технологии
Цветы орнамента несут и другое значение, а именно символ причастности Франциска к природе. Он мог часами пребывать в лесу, у реки, на лугу, наблюдая за растениями, птицами, насекомыми. Мир природы представлялся ему идеальным по причине того, что жизнь в нем протекала по законам, которые не ограничивали свободу духа.
По преданию, жаворонки, небесные птицы, любящие свет и боящиеся сумерек, слетелись в огромном множестве в тот самый час, когда умер святой муж, хотя близились сумерки. Они уселись на крышу дома и кружились вокруг места кончины с оживлением, явившись к людям и свидетельствуя о прославлении святого, который при жизни призывал их постоянно воздавать славу Господу.
Весной 2013 года у гробницы святого Франциска была установлена вебкамера, позволившая увидеть место упокоения подвижника сразу 18 миллионам пользователей Интернета. Считается, что всплеск интереса к святому Франциску связан прежде всего с тем, что именно это имя в честь ассизского бедняка избрал себе новый папа римский. Есть и другая причина популярности - гробница в 2011 году была открыта для посетителей после первой за свою почти 800-летнюю историю реконструкции.
Тамара КИСЕЛЕВА
Комментарии