Каменные головы Ольмеков
12.10.2014 0 7846
Среди цивилизаций, населявших Мезоамерику в прошлом, есть те, которые известны всем: майя, ацтеки. Народ ольмеков известен гораздо меньше, хотя именно на оставленном им фундаменте позднее строились те империи, с которыми столкнулись испанские конкистадоры.
В 1862 году мексиканец Хосе Мельгар описал и зарисовал огромную «голову эфиопа», обнаруженную в штате Веракрус недалеко от деревушки Трес-Сапотес. Затем в начале XX века около мексиканского селения Сан-Андрес-Тустла нашли небольшую жадеитовую статуэтку. На ее груди «цифрами» майя была записана древняя дата -162 год.
Наконец, в 1925 году экспедиция археологов Блома и Ла Фаржа посетила Ла-Венту - окруженный болотами песчаный остров - и обнаружила там остатки пирамиды и вторую гигантскую голову! Так начиналось изучение наследия культуры ольмеков.
Люди каучука
Находки продолжались. В 1939 году американский археолог Мэтью Стирлинг нашел в Трес-Сапотес новую голову и несколько стел, на одной из которых были сделаны надпись и дата майяскими цифрами. Оказалось, она создана в 31 году до нашей эры. В Ла-Венте были раскопаны тридцатидвухметровая пирамида в виде конуса, странные, похожие на алтари сооружения (троны) и стелы с изображением правителей и ягуароподобных божеств.
Ягуар был для лавентцев священным животным: его высекали на статуэтках и украшениях, создавали жадеитовые фигурки младенцев с чертами ягуаров. Позднее обнаружили рельефы, передающие миф о связи божественного ягуара с земной женщиной или превращение шамана в ягуара.
Ваятели брали базальт для скульптур в юго-восточной части гор Лос-Тустлас, почти в ста километрах от города. Камень грузили на плоты и сплавляли по реке Коацакоалькос. Потом - вдоль побережья Мексиканского залива и вверх против течения до Ла-Венты. Эта работа требовала знаний и централизованного руководства.
В 1942 году Стирлинг изложил результаты своих раскопок на научной конференции. Ученые-американцы пришли к выводу: культура поклонников ягуара -поздняя, ухудшенная копия цивилизации майя, которая переняла их календарь, но использовала его неправильно. Мексиканцы, напротив, полагали, что даты свидетельствуют о древности открытой культуры. Они считали ее «праматерью» цивилизаций этой части континента.
«Материнскую культуру» назвали ольмеками. По-ацтекски - «людьми каучука». Вскоре они стали знаменитыми благодаря тем самым гигантским головам. Самая большая из них (около 3 метров в высоту и более 2 метров в ширину) была обнаружена все тем же Мэтью Стирлингом недалеко от деревушки Сан-Лоренсо. Местные жители называли ее «Эль Рей» («Король»).
В 1955 году бывший ассистент Стирлинга Дракер провел радиоуглеродный анализ находок из Ла-Венты и выяснил -расцвет городища приходится на... 800-400 годы до нашей эры! Так подтвердилась теория о древности ольмеков. А дальнейшие исследования отодвинули их еще дальше в прошлое.
В 1960-е годы XX века известный американский археолог Майкл Ко занялся исследованием Сан-Лоренсо. Центр поселения располагался на террасе около пятидесяти метров высотой и почти километровой длины. Ко считал - она является искусственным сооружением. Чтобы придать ей контуры летящей птицы, ольмеки создали «языки» и перемычки. Впоследствии выяснилось, что они не насыпали весь холм, а лишь подправили естественную возвышенность.
На террасе обнаружили 20 маленьких искусственных «лагун». Кое-кто считал, что там разводили крокодилов. Нашли в Сан-Лоренсо и водопровод - за тысячу лет до нашей эры! Также там были найдены каменные скульптуры, которые были изуродованы. Более того - их «похоронили»: сложили правильными рядами и засыпали слоем земли.
Майкл Ко полагал, что культура Сан-Лоренсо существовала уже три тысячи лет назад. Триста лет город процветал, потом произошло народное восстание. Властители были перебиты, священные реликвии попорчены, а население разбежалось кто куда. Часть людей переселилась в Ла-Венту и дала толчок ее развитию.
Лица древних правителей
На сегодняшний день известно 17 каменных голов ольмеков: 10 - в Сан-Лоренсо, 4 - в Ла-Венте, две - в Трес-Сапотес и одна - в Ранчо-ла-Кобата. Высота их колеблется от 1,5 до 3 метров.
Вес - от 5 до 40 тонн. Они отличаются чертами лица, головными уборами, деталями прически и украшений.
Характерная внешность - пухлые губы, приплюснутый нос - тут же вызвала гипотезу о том, что они изображают африканцев. Еще первооткрыватель Хосе Мельгар развил теорию о плаваниях африканцев в Америку. Идею подхватил Тур Хейердал. Он решил, что ольмекская культура возникла благодаря пришельцам из Египта, и переплыл Атлантику на папирусной ладье «Ра». Эксперимент доказал возможность подобных связей между Новым Светом и Египтом.
Теории о заокеанском происхождении ольмеков довольно живучи. После Африки их прародину чаще всего ищут в Китае. В качестве сходных черт культур указывают культ кошачьих, изображения драконов, использование нефрита (жадеита), погребальные сооружения. Некоторые даже считают, что все ольмекские поделки из жадеита выполнены одним мастером-китайцем и группой его учеников!
Но большинство исследователей все же полагает, что ольмеки не приплыли из-за моря, а пришли с горного массива Лос-Тустлас. Контур лавентской пирамиды отражает форму тустласских вулканов.
Лики голов напоминают портреты. Кого? Реальных людей или мифических предков? А может - принесенных в жертву пленников? Большинство специалистов сходятся во мнении: каменные колоссы - портреты представителей правящей династии. Это подтверждается их незначительным количеством и тем, что их находят лишь в наиболее крупных поселениях - «столицах».
Другой, не менее важный вопрос -датировка каменных голов. Российский историк Валерий Гуляев полагал: дата на стеле из Трес-Сапотес указывает, что ольмеки подошли к цивилизационному порогу на рубеже эр. Следовательно, тогда и были созданы наиболее яркие образцы монументального искусства, в том числе и знаменитые головы. В то время цивилизация зарождалась у многих народов Мезоамерики.
Однако, возможно, ольмеки первыми на континенте создали протогосударствен-ное объединение. В его «столице», Сан-Лоренсо, на протяжении двух с половиной веков, с 1150 по 900 год до нашей эры высекались портреты правителей. Когда этот центр стал приходить в упадок, начался расцвет Ла-Венты, к которой перешла традиция скульптурных портретов вождей. Ла-вентские головы датируются Нефритовая маска 1000-900 годами до нашей работы ольмеков эры. Головы из Трес-Сапотес были созданы тогда же, но подъем этого центра приходится на более поздний период.
Смена вех
Первые земледельцы жили на берегах рек Коацакоалькос, Грихальва, Тона-ла и Бари с середины ill тысячелетия до нашей эры. Разливы мексиканских рек, как и Нила в Египте, породили первую цивилизацию. Между 1350 и 1250 годами до нашей эры ольмеки стали создавать на плато Сан-Лоренсо террасы, земляные платформы и валы.
С 1150 по 900 год до нашей эры Сан-Лоренсо контролировал практически весь бассейн реки Коацакоалькос. Ему подчинялись поселения поменьше, вожди которых собирали дань с окрестных деревушек. Именно тогда были созданы большинство скульптур, водопровод, искусственные водоемы и каменные головы.
Представители элиты ольмеков жили в облицованных камнем домах на наиболее высокой части плато. Простолюдины строили хижины из глины и земли на террасах по склонам. Они занимались земледелием, гончарством, ткачеством, ловили рыбу, иногда охотились. Скульпторы-профессионалы работали по заказам правящей верхушки - мастерские располагались недалеко от жилища правителя. Их раскопки развенчали легенду о «казни» скульптур. Монументы не портили, а переделывали - вероятно, для экономии камня, а изуродованные образцы передают промежуточный этап этой работы.
После 900 года до нашей эры русло реки Бари переместилось поближе к Ла-Венте. Сан-Лоренсо, хотя и пережил кризис, сохранился и даже не утратил контроля над подвластными землями. Закат наступил позже - с 600 года до нашей эры. Последние ольмеки покинули город спустя два века.
Последний период истории ольмеков связан с третьим крупным центром -Трес-Сапотес, расцвет косого приходится на 400 до нашей эры - 100 годы. К этому времени относится большая часть насыпей, каменных монументов и стел. Возможно, на подъем повлияли переселенцы из Ла-Венты.
На рубеже 200-250 годов ольмекская культура в Трес-Сапотес сменилась новой, в которой прослеживаются черты, характерные для легендарного и загадочного города Теотиуакан. Ко-кто даже считает, что часть населения Теотиуакана являлась потомками ольмеков.
Татьяна ПЛИХНЕВИЧ
Комментарии