Правильная униформа: Почему Красные победили Белых
20.08.2013 1 24464
Испокон веку выйти на поле боя воин мог далеко не в любой одежде. Военное обмундирование готовили любовно и тщательно, тратя на него немалые средства и стараясь даже в кровавой битве щегольнуть своим внешним видом. Доспехи самого разного вида и рода прикрывали могучие тела наших предков.
Когда же в прямом единоборстве один на один решалось - кто победит, показать себя было еще важнее, чтобы твоя доблесть проявилась еще до поединка - в украшениях, оружии, одежде.
Враг поневоле чувствовал собственную уязвимость, испытывал неуверенность и страх. Символика тоже имела большое значение в военных делах любого масштаба, особенно ярко это проявилось в России во времена Гражданской войны...
Красноармейцы в берсалье!
Войска белых с 1917 года в течение шести лет вели ожесточенную вооруженную борьбу с Красной армией, но в конце концов потерпели поражение. Это известно каждому школьнику. И хотя причин для победы красных оказалось довольно много, очевидно, что она случилась не столько из-за правильной политики последних, сколько из-за удачного применения... PR-технологий, пусть и на чисто интуитивном уровне! Недаром, видно, белый генерал А.А. фон Лампе считал, что белые могли бы победить красных, если бы они сами в своих методах, в своей деятельности... стали тоже красными».
Начало Гражданской войны с обеих сторон было отмечено невиданным до того всплеском энтузиазма и самопожертвования. Что же касается обмундирования, то сначала воевали по большей части кто в чем. В 1919 году красные нашли и разграбили склады, в которых находилась форма, разработанная еще в 1916 году художником Васнецовым: головной убор по типу богатырского шлема и разноцветные нагрудные застежки для различных родов войск.
Так что красноармейцы, также как и белогвардейцы, донашивали форму царской армии, только красные получили обмундирование нового образца, нашили на шлем звезду (это потом уже его стали называть буденновкой. первоначальное название - богатырка) - и порядок!
К 1919 году начался процесс стабилизации политической власти белых на окраинах России, а красных - в ее центре, это привело к некоторой определенности во внешнем виде бойцов, но что еще существеннее - и у тех и у других появилась своя специфическая символика.
Для белых было важным подчеркнуть свою верность православию и национальному единству России. Основной мотив красных - уничтожение всего старого и построение на его руинах коммунистического рая» для пролетариата и в первую очередь для самих себя.
На II Всероссийском совещании отечественных организаторов, проходившем 12 июня 1920 года в Москве, Ленин отмечал: -К нам теперь один за другим подходят поезда с великолепным английским снаряжением, часто встречаются русские красноармейцы, целыми дивизиями одетые в великолепную английскую одежду... и итальянское берсалье» (берсалье - экипировка итальянских мотоциклистов).
«Адамова голова» против звезды и... свастики!
Естественно, что белые стремились сохранить всю свою прежнюю символику и униформу с минимальными добавлениями того нового, что появилось в период борьбы с большевиками. Именно нежелание считаться с реалиями времени и стало для Белой армии роковой ошибкой!
Потому что красные, напротив, сумели отразить в своей символике идею абсолютной веры в будущее и в этом явно преуспели. Ведь жизнь до 1917 года отнюдь не казалась народу прекрасной, а вот надежда на лучшее живет в людях всегда.
Если на рукавах у белогвардейцев красовались георгиевские ленты, олицетворявшие доблесть, храбрость и мужество - отношение к борцам за -белую идею» было лояльным. Но что касается символики -адамовой головы» (череп со скрещенными костями) и часто сопутствовавшей ей черной униформы, то тут взгляд на белогвардейцев был иной: белые несут смерть, они - палачи трудового народа. К тому же -адамова голова» могла украшать их униформу в трех-четырех местах: на каске, на погонах, на нарукавной нашивке, что тем более отталкивало людей.
У бойцов Рабоче-крестьянской Красной армии были нарукавные знаки с алой пятиконечной звездой, под которой располагались значки должностного положения. На звездах красовались скрещенные молот и серп (в противовес черепу с костями), что декларировало защиту интересов рабочих и крестьян.
Любопытно, что на нарукавных нашивках и флажках бойцов Красной армии Юго-Восточного фронта была изображена... желтая свастика, обрамленная венком из колосьев и буквами РСФСР».
Над венком сияла маленькая звездочка. Придумал эту эмблему военный специалист В.И. Шорин, бывший полковник царской армии и большой знаток славянских военных традиций (расстрелян в 1938 году). В различных частях РККА, в частности, у ряда национальных восточных подразделений, этот знак сохранялся вплоть до 1923 года, когда по требованию наркомвоенмора Л. Троцкого был уже окончательно заменен пятиконечной красной звездой. Так что, как это ни удивительно. Гитлер был отнюдь не первым, кто в XX веке использовал свастику в качестве символа.
Что же касается нагрудного знака и значка-кокарды на головном уборе, то это. как мы знаем, также была звезда (приказ от 19 апреля 1918 года). Вот только скрещенными на ней были не серп и молот, как вначале, а молот и плуг! Видимо, серп красные посчитали тогда слишком уж архаическим символом, но потом все же вернулись к нему, так как изображения плуга и молотка не слишком-то хорошо сочетались. Многие красноармейцы носили красные шевроны углом вверх, что означало -движение вперед».
На мундирах белогвардейцев тоже были такие шевроны, правда, на них устрашала народ все та же -адамова голова», наложенная на скрещенные мечи и увенчанная лавровым венком. На правом рукаве мундира углом вниз смотрел черно-красный шеврон. В Добровольческой армии Деникина была другая его вариация - бело-сине-красный шеврон - цветов российского флага. Но к 1919 году, возможно, осознав, что треугольник острием вниз означает -движение назад», белые перевернули шеврон, уменьшив его в размерах и разместив чуть выше локтя.
Частушки про... униформу!
Все это великолепие, разумеется, дополнялось различными формами собственной пропаганды и агитации, в которых большевики показали себя непревзойденными мастерами. В России повсеместно курсировали агитпоезда и агитпароходы, миллионными тиражами печатались листовки, брошюры и газеты, распространявшие коммунистические идеи.
Улицы городов украшались красными флагами и транспарантами, плакатами и памятниками революционерам всех мастей (например, в рамках антирелигиозной кампании в августе 1918 года в Свияжске был установлен памятник... Иуде Искариоту!), устраивались театрализованные действа и митинги. При этом объектом самодеятельных частушек часто становилась униформа врага:
Кто раскрашен как плакат?
То корниловской солдат!
В то же время сам облик бойца РККА в шлеме-буденновке, облик вроде как древнерусского богатыря, человека из народа, было очень трудно осмеять. Белые этого сделать и не пытались, зато
старались представить красноармейцев слугами Антихриста: мол, -стоит только лишь перевернуть их звезду, как рога-то и полезут...» Между тем испанская поговорка XV века гласит: -Топор короля рубит, костры попов сжигают, но уличные песенки убивают быстрее!»
«Красный -человек опасный!»
Известно, что человек, одетый в ярко-красное, не только привлекает всеобщее внимание, но и служит для многих знаком опасности. Недаром все современные гламурные женские журналы не рекомендуют девушкам на свое первое интимное свидание надевать именно красное белье.
Возможно, что подсознательно желая устрашить врага, многие командиры Красной армии распорядились одевать своих бойцов в красное, что, казалось бы. противоречило всем правилам маскировки. Например, красные рубашки носили в 51-й стрелковой дивизии, а в 1919 году в Сумах у комендантского патруля были не только красные околыши на фуражках, но и красные кафтаны и галифе. Особые отряды крымской ЧК в том же 1919 году были в красном с головы до ног. на которых у них, правда, были надеты высокие белые гетры.
По словам дипломата Г.Н. Михайловского, чекисты выглядели не столько как красноармейцы, сколько как -красноиндейцы» из романа или из фильма. И красные, и белые носили -красные революционные шаровары» - галифе и полугалифе.
Вот и выходит, что недооценка белогвардейцами эмблематики своего движения не лучшим образом сказалась на ведении ими боевых действий против красных. В результате пострадала Россия.
Вячеслав ШПАКОВСКИЙ
Комментарии