Поиск по сайту

Невидимые и неуловимые ниндзя


05.06.2015 0 5625
ниндзя, япония

У так называемых ниндзя — тайных профессиональных японских шпионов и убийц — поистине завидная судьба. Они окружены таким количеством мифов и легенд, что просто диву даешься!

Все о них слышали, в кинофильмах их то и дело показывают, в продаже есть даже мечи ниндзя, однако мало кто знает, что подавляющее большинство публикуемых сведений о них — сказки! Что же в рассказах о ниндзя правда, а что — выдумки?

НЕЗРИМЫЙ ВОИН

В разных регионах феодальной Японии их называли по-разному: уками, дакко, курохабаки, кедан, нокидза-ру. К XIX столетию наиболее частым стало употребление слова «синоби-но-моно», или «тот, кто крадется». Сообщается, что многие тайные политические убийства совершались именно ниндзя. Но на этом все заканчивается. 

Другой, более конкретной информации о них попросту нет. Если принять к сведению ореол тайны, окружающей все, что связано с этими таинственными средневековыми «спецназовцами», то становится понятно, почему сохранилось так мало сведений о них.

А появились ниндзя в Японии из Китая! В VI веке там было очень много бродячих буддийских монахов. Простой народ видел в них истинных почитателей Будды, а вот правительство подвергало их репрессиям,обвиняя в том, что они извращают учение Будды и занимаются колдовством. Монахи активно сопротивлялись гонениям и даже примыкали к отрядам повстанцев или к шайкам разбойников. Скрываясь от преследований, они перебрались в Японию. 

Но и здесь впали в немилость, от которой пришлось скрываться в горах. Со временем возникли целые кланы воинствующих монахов (сохей). Они изучали различные боевые искусства, и прежде всего ниндзюцу («искусство скрытности»). Все это выходило далеко за рамки того, чему были обучены воины-самураи...

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ СПЕЦНАЗ

Изначально школы ниндзюцу не имели ничего общего с военным делом ни по методам подготовки своих адептов, ни по свойственной им философии. В первую очередь их учили маскироваться, а не убивать! Поэтому не было у них никакого меча за спиной. В поединке с хорошо подготовленным самураем ниндзя даже не успел бы дотянуться до его рукояти. Так зачем же тогда таскать за плечами лишнюю тяжесть, да еще быть уличенным в ношении боевого оружия?

И никто из ниндзя в черных балахонах не ходил и с собой их также не носил. Ведь средневековая Япония была самым настоящим полицейским государством. На всех дорогах и у всех городских и деревенских ворот стояли заставы. Подозрительных путников тщательно обыскивали. Поэтому ниндзя следовало не выделяться среди окружающих, всячески избегать конфликтов и иметь при себе минимум вещей. 

Посох, короткий крестьянский нож или серп, небольшой запас еды и лекарственных трав, кремень для высекания огня — это все, что могли позволить себе передвигавшиеся по дорогам Японии простолюдины. С таким багажом ниндзя могли не опасаться проверок, а оружием им служило все то, что было у них под руками, либо они просто отбирали его у врага. Выполнив задание, ниндзя прятал или выбрасывал оружие и вновь принимал облик безобидного путника, идущего по своим делам.

Все действия боевых монахов подчинялись главной цели, были хорошо продуманы и рациональны. Зачем тратить силы на схватку с противником, если его можно просто ослепить и ускользнуть? Для чего красться к часовому сквозь шуршащие кусты, когда в него можно выстрелить ядовитой иглой из духовой трубки?

Но чаще ниндзя и оружие-то не требовалось! Зачем оно, если ты умеешь убивать голыми руками, при этом вид у тебя настолько кроток и миролюбив, что никаких подозрений не вызывает?

Среди ниндзя встречались и женщины, которых называли куноити, но действовали они, полагаясь не только, вернее, не столько на силу, сколько на свои женские чары.

ИГРУШЕЧНЫЙ УБИЙЦА

Самое забавное, что ниндзя, действовавшие по ночам, никогда не надевали черных обтягивающих костюмов, так популярных в художественных кинофильмах и романах. «Ночью все кошки серы» — было замечено еще в незапамятные времена. Вот почему ночные одеяния ниндзя были пепельных, желтовато-коричневых или темно-серых цветов и оттенков. Черный костюм, резко выделявшийся в темноте на фоне более светлых предметов, никогда не применялся. 

При этом одежда имела мешковатые формы, скрывающие очертания фигуры. А днем ниндзя, естественно, носили повседневную одежду, позволяющую им сливаться с толпой. Что касается устрашающего черного костюма, то это есть не что иное, как одеяние мастеров-куклово-дов японского кукольного театра бунраку. Кукловод в черном находится прямо на сцене, и подразумевается, что зрители его как бы не видят. 

Поэтому когда в пьесе уже другого театра — кабуки — нужно было показать убийство, совершенное ниндзя, воина облачали в черный костюм, напоминающий черное одеяние кукольника, — этим подчеркивалось, что убийцу никто не видел! 

Обычно лазутчики проникали в расположение врага под видом комусо — нищенствующих монахов, игравших на флейтах и с корзинами на голове. А однажды группа ниндзя из 92 человек проникла внутрь замка, используя в качестве пропуска бумажные фонари с изображением мона (герба) его хозяина. До этого один из монахов украл один такой фонарь, с которого были сделаны копии. 

С этими фонарями в руках они спокойно прошли через главные ворота. Понятно, что все принимали их за своих. Оказавшись внутри и не привлекая внимания, ниндзя подожгли замок сразу в нескольких местах, что вызвало панику среди его защитников.

АРХИМЕД ПРОТИВ!

Мифы наделяют ниндзя множеством умений и навыков, которые при ближайшем рассмотрении не могут не вызывать сомнений.

Например, известна книга «Бансэнсюкай» (что в переводе означает «Десять тысяч рек впадают в море») — своего рода пособие по ниндзюцу, в котором есть много рисунков с пояснениями. Но это отнюдь не истина в последней инстанции. Относиться к тому, что там написано, следует критически. 

Например, там изображен «водяной паук» (мидзугумо) — сборно-разборное приспособление для ног, якобы позволявшее ниндзя без особого труда переправляться через водоемы.

На самом деле достаточно всего лишь внимательно посмотреть на это устройство, вспомнить школьный курс физики и закон Архимеда, чтобы понять: тот, кто это придумал, сам никогда мидзугумо не пользовался.

Более того, все современные опыты с этим приспособлением окончились неудачей. И дело здесь даже не в том, что люди, участвовавшие в испытаниях, не знают всех тонкостей обращения с «водяным пауком».

Просто подъемной силы такого миниплотика, изготовленного из дерева, хватает лишь на то, чтобы поддерживать на поверхности предмет, который весит не более нескольких килограммов, но никак не взрослого мужчину!

И вывод из этого однозначен: приспособление это совершенно непригодно ни для хождения по воде, ни для форсирования болот.

Зачем же тогда автор «Бансэн-сюкай» поместил описание мидзугумо в свою книгу? Вот это действительно загадка, на которую нет ответа.

Возможно, он лично никогда не проверял эффективность «водяного паука», возможно, что-то напутал, а может быть, и просто пошутил, хотя на первый взгляд эта его идея и выглядит очень привлекательной.

Не меньшие сомнения вызывает и способ форсирования водной преграды с помощью двух деревянных шаек — тару-икада, связанных между собой веревкой, чтобы они не разъезжались в стороны. Это средство не работает по той же самой причине, что и мидзугумо.

МИФЫ И СКАЗКИ

В различных книгах по ниндзюцу можно найти впечатляющий список самых разных приспособлений, которыми якобы пользовались ниндзя. Это всевозможные ночные фонари, потайные светильники, «огненные свечи», стрелы, факелы, трубки для дыхания под водой и подслушивания, сборноразборные лодки (причем на некоторых вроде бы должны были даже устанавливаться орудия!). 

На самом деле, имей ниндзя все это в своем арсенале, за ними в поход выступал бы целый караван, набитый снаряжением. Так ведь и этого мало: в 1977 году японский историк Масааки Хацуми включил в свою книгу о ниндзя целый ряд таких оригинальных видов вооружения и снаряжения, каких не найти ни в одном старинном тексте или трудах других исследователей. В принципе, эта книга была написана им для детей, и вполне возможно, что он просто дал в ней волю собственной фантазии. 

Однако многие восприняли его работу серьезно, да так, что на эту удочку попался известный американский исследователь японских боевых искусств Донн Дрэгер, который в своей книге «Ниндзюцу: искусство быть невидимым» дал описания некоторым из этих «аппаратов», явным образом придуманных Хацуми. А из его книги эту «ценную информацию» позаимствовали уже, к сожалению, и многие авторы у нас в России.

Чего только тут нет! Например — подводное судно, приводимое в движение при помощи весел и у которого над водой выступал только нос в форме огромного дракона с балластом из мешков с песком. Запас воздуха был рассчитан на то, чтобы его хватило приблизиться к вражескому кораблю и провести атаку: пробуравить отверстие в его днище, для чего ниндзя должны были выйти из этой своей подлодки через специальный шлюз.

Капо — «огненный бык» — был еще забавнее. Это конструкция в форме деревянного быка на колесах, из пасти которого давлением воздуха, сжимаемого мехами, извергалась горящая нефть, а два ниндзя при этом толкают его сзади. Но где и когда у них могла бы появиться возможность это «огнедышащее чудо» сначала построить, затем доставить в нужное место и применить?

Огромный камень, согласно описанию Хацуми, подвешенный на опорах, должен раскачиваться как маятник и крушить стены. Однако, для того чтобы действие этого тарана было эффективным, камень должен был двигаться по дуге с большим радиусом, то есть на длинной веревке или цепи. Следовательно, эта «адская машина» должна была быть выше крепостных стен, что вряд ли возможно.

Хацуми Масааки написал, что ниндзя нередко привязывали себя к огромному воздушному змею ямидако и так кружили над вражеской территорией, изучая расположение построек и вдобавок стреляя по наземным целям из лука, а при возможности еще и незаметно (!) высаживались в тылу противника.

Да, для устрашения врага, наверное, можно было запустить и змей с чучелом ниндзя. 

Это помогало отвлечь внимание и помочь незаметно проникнуть в замок другим способом, тем более что японцы были мастера запускать большие воздушные змеи.

Поэтому вполне логично предположить, что они могли сделать змея, способного поднять человека для наблюдения за врагом. В том же российском военно-морском флоте в начале XX века такие змеи с человеком на борту в целях наблюдения на море запускали прямо с палубы миноносца. Но зачем это нужно было ниндзя, которые в одежде монаха и так могли попасть куда угодно?

Ниндзя также якобы усаживался в легкий планер, который запускали с помощью приспособления из гибких бамбуковых шестов и канатов. Когда концы шестов высвобождались, планер вместе с пассажиром взмывал в воздух и перелетал через высокую стену. Кроме того, с высоты ниндзя мог сбрасывать бомбы на головы врагов.

А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

Дрэгер на основе книги Хацуми сообщает следующее: «Для быстрого и эффективного проникновения во вражеский лагерь, расположенный в глубоком ущелье или у подножия горы, использовалось «большое колесо» — дайсярин — повозка на больших деревянных колесах.

Между колесами у нее якобы была подвешена небольшая гондола с бойницами, из которых ниндзя могли вести ружейный огонь или бросать гранаты. Когда со склона неожиданно устремлялись вниз десятки таких повозок, в панику впадали даже самые стойкие защитники. Не только огневой удар, но и сами тяжелые повозки наносили им потери, сминая на своем пути людей, лошадей и орудия».

Тут уж, как говорится, ни убавить, ни прибавить, и это, скорее всего, даже уже не история и не фантазия, а... насмешка! Узнай обо всем этом сами ниндзя, они, наверное, просто умерли бы со смеху, тогда как у нас еще и сегодня все это очень многие воспринимают вполне серьезно!

ПОСЛЕДНИЙ ВОИН...

Доподлинно известно, что в последний раз ниндзя были использованы правительством Японии в 1853 году, когда к ее берегам подошла эскадра коммодора Мэтью Перри в составе четырех кораблей военно-морского флота США, чтобы «открыть» ее для иностранцев.

Тогда на борт флагманского корабля проник ниндзя Савамура Ясусукэ, которому было поручено добыть тайные бумаги непрошеных гостей и вызнать их тайны. 

Он с блеском выполнил поставленную перед ним задачу, добыл бумаги, но оказалось, что в них не секретные приказы, а стихи фривольного содержания, неприличные для прочтения в кругу тогдашних светских дам. И вот их-то, как оказалось, американский коммодор хранил куда надежнее секретных документов...

Кстати, напомним, что первым японским ниндзя с полным основанием можно считать и самого первого самурая — принца ЯматоТакэру, который, как известно, переоделся женщиной и с помощью этого маскарада убил двух братьев Кумасо — вождей вражеского племени...

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ



Комментарии
omForm">
avatar