Остров Кижи
07.04.2017 1 5420
Сложно найти в России взрослого образованного человека, который бы не знал об острове Кижи. Всем известно, что это фантастический памятник деревянного зодчества, внесенный в список мировых культурных ценностей ЮНЕСКО.
Православные убеждены, что островок в Онежском озере с его деревянными церквями - чуть ли не самое священное место на Русском Севере.
Лингвисты спорят, какой из северных народов дал имя острову Кижи - вепсы или финны. Непонятно даже, что оно означает. Согласно вепсской версии, название островка идет от слова «киж», то есть «мох». Уж чего-чего, а мха в этих местах более чем достаточно!
Кижский архитектурный ансамбль. Около 1900 г.
Но у тех же вепсов есть и другое слово -«кизи», то есть «игрища, народные гулянья». Оппоненты считают, что остров нарекли финны или близкие им по языку чудь, меря или карелы. И на самом деле прежде он назывался Кижа-саари, что переводится опять-таки как «остров игрищ». Но имеются в виду не народные гулянья, а моления в священных лесах и на священных берегах финно-угорским богам.
Проще говоря, Кижа-саари был центром языческого культа. С ритуальными плясками, песнопениями и жертвами. В глубокой древности - кровавыми.
Эта нерусская земля
Относительно русским остров стал лишь в XI веке, когда на эти северные земли пришли новгородцы. Сами они, конечно, на островке не жили, но «присоединенное» население держали твердой рукой. Кижи, как и другие острова Онежского озера, и берега этого озера, входили в состав Обонежской пятины - одной из административно-территориальных единиц Новгородской республики.
Разумеется, христианский Новгород стремился нести свет новой веры заблудшим финно-угорским душам. Так что местный люд получил на священном месте своих игрищ православную церковь. Именно таким ненавязчивым способом вводилось православие на землях язычников.
Правда, какой эта церковь была - никому не известно. Ясно, что деревянная (с камнем на Кижах не слишком хорошо), но вот как выглядела и была ли похожа на нынешние храмы - этого мы не знаем. Крещеные местные жители (наверное, как и в других местах) охотно ходили в церковь и не менее усердно молились языческим богам. То есть «кижа» продолжались довольно долго, даже и в XVII веке.
Это, впрочем, не помешало островку стать оплотом онежского православия. В 1478 году независимая Новгородская республика пала, новыми хозяевами северных земель стали московские князья. Для упрочения своей власти они в 1496 году сделали Кижи центром новой административной единицы - Спасо-Кижского погоста.
Теперь Кижам подчинялись около 130 сел и деревень на других островках и на материке, Уницкая губа и весь юг Заонежского полуострова.
В Кижах обосновалась местная власть, здесь происходили народные собрания, велась торговля и разбирались судебные тяжбы. В писцовых книгах конца XVI века упоминаются 12 деревень на островке и две деревянные церкви: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере, а на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы».
Существовали также две приходские церкви: на Великой Губе и на Лычном острове озера Сандал. Обе островные церкви были построены на так называемой Марьяниной горе, где прежде устраивали языческие игрища.
По одной из легенд, однажды в них ударила молния и спалила постройки дотла. Легенда, вероятно, возникла не на пустом месте. Известно, что финно-угорские народы исхитрялись отправлять языческие обряды и в православных церквях!
Судьба митрополита
Через Кижи в ту эпоху лежал паломнический путь из Москвы в Соловецкий монастырь. С Кижами связано и предание о молодых годах митрополита Филиппа (Колычева), прославившегося своим драматическим противостоянием с Иваном Грозным.
Во время северных странствий Филипп (тогда еще не митрополит и даже пока не монах) якобы нанялся работником к богатому крестьянину по имени Сидорко Суббота в деревне Жаренской. Крестьянин определил его пасти овец. Местные жители очень страдали в тот год от змей, боялись даже пасти вблизи деревни скот. Будущий святитель прогнал змей.
Также он поставил изгородь, которую не могли преодолеть волки. А однажды поймал в озерных водах осетра и принес крестьянину на православный праздник. Но он был скромным человеком, и когда вокруг стали говорить, что он творит чудеса, сразу же снова отправился в путь на Соловки.
С именем Филиппа связаны и еще две легенды - о Свят-наволоке и Смоль-наволоке. Это два мыса, которые смотрят друг на друга. Один - на южной оконечности острова Кижи, другой - на северном берегу Большого Клименецкого (Климецкого) острова. Между ними лежит никогда не замерзающий пролив.
По легенде, когда Колычев подошел к проливу, чтобы переправиться на материк, перевозил его местный житель, прозванный за цвет волос Смолью. Мыс, где стоял Колычев, стали называть Свят-наволоком, а мыс, где стоял Смоль, стал Смоль-наволоком. Полоса незамерзающей воды получила имя Святой салмы или «святой полыньи».
Имя Филиппа, пострадавшего от безжалостного царя Ивана Грозного, было очень любимо на Русском Севере. Неудивительно, что паломники, стекавшиеся в Соловецкий монастырь, связали его и с постепенно приобретающим ореол святости островком Кижи.
Без единого гвоздя
В XVII веке, после правления Ивана Грозного и окончания Смутного времени, церкви острова пришли в некоторый упадок. Местное предание гласит даже, что они запустели и стали разрушаться. Именно тогда молния и сожгла их до основания. Однако спустя столетие Петр Великий приказал восстановить храмы.
В 1714 году началось строительство Преображенской церкви, но уже не на Марьяниной горе. Одно из преданий гласит, что Петр лично проектировал этот храм. Якобы он проплывал мимо Кижей, увидел, как все там запустело, причалил к берегу и нарисовал тростью на прибрежном песке план будущего храма.
Другое предание гласит, что проект церкви всецело принадлежит плотнику Нестору - он и проектировал церковь, и сам же ее строил. Причем без единого гвоздя. А когда постройка была завершена, Нестор забросил топор в воды озера и сказал: «Николи не было, николи не будет». То есть никто прежде ничего подобного не строил, и никто больше ничего подобного не построит.
Обе легенды с исторической правдой ничего общего не имеют. И Петр к строительству Преображенской церкви отношения не имел, и плотника Нестора не существовало. И вообще, за шесть лет до строительства в Кижах аналогичная деревянная конструкция была возведена в селе Анхимово, которое расположено совсем недалеко от Кижей.
Неверна и легенда о том, что многоглавые северные церкви построены без единого гвоздя. Да, основные конструкции соединялись между собой с помощью пазов, как детали конструктора. Но деревянные чешуйки на куполах приходилось как следует укреплять, иначе купола «облысели» бы и потеряли всю красоту в первый же год. Крепили их с помощью железных штырей, то есть практически сажали на гвозди.
Кроме Преображенской церкви была возведена Покровская, а также шатровая колокольня. Но храм Покрова Богородицы построили уже полвека спустя - в 1764 году. А шатровую колокольню - и вовсе в 1863-м, на месте обветшавшей и пришедшей в негодность более ранней постройки.
В древности комплекс церковных зданий окружала деревянная ограда, которая должна была исполнять роль крепостной стены. Ограда, конечно, не сохранилась. Та, что существует сегодня, - современная реконструкция.
Впрочем, и в древности ограда была малофункциональна. Захватчикам Кижи и даром были не нужны. Даже со шведами здесь не было военных столкновений. Зато за этой оградой в 1769-1771 годах от восставших приписных крестьян пряталась кижская власть.
Для усмирения бунта пришлось присылать солдат. Пожалуй, это было единственное серьезное выступление жителей Кижей против своих начальников. В основном жизнь на острове текла мирно и тихо.
С XVII века остров осваивали промышленники для выплавки меди, а потом железа. Со временем Спасо-Кижский погост превратился в Кижскую волость. Не задели Кижи ни две русские революции, ни две мировые войны.
Кижи никогда не взрывали и никогда не бомбили. Так что деревянным постройкам удалось сохраниться в том виде, в каком они пребывали с момента постройки. Так что они и сегодня радуют наш взгляд.
Михаил РОМАШКО
Комментарии